Добавлено 26 мая / 21 smi
среда
Рязань
26 мая 2021
Государственное автономное учреждение культуры «Рязанская областная филармония»
Концертный зал Рязанской филармонии
ул. Ленина, 26
Закрытие 82-го концертного сезона. Б. Андрианов (виолончель) и Рязанский губернаторский симфонический оркестр
Борис Андрианов (виолончель)
26 мая в Рязанской филармонии состоится закрытие 82-го концертного сезона. В этот вечер выступит заслуженный артист России Борис Андрианов (виолончель) и Рязанский губернаторский симфонический оркестр под управлением Сергея Оселкова. В программе прозвучат Фантазия для виолончели и оркестра М. Вайнберга, концерт № 1 для виолончели с оркестром ля минор К. Сен-Санса и симфония № 8 до минор Д. Шостаковича.
Концерт пройдет в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».
Концерт № 1 для виолончели с оркестром ля минор op. 33 Камиля Сен-Санса является одним из шедевров романтической виолончельной музыки. Произведение написано в 1872 году и сразу после первого публичного исполнения привлекло внимание публики новизной и, в то же время, удивительной стройностью формы, виртуозностью, которая нигде не переходит грань естественных возможностей инструмента, чуткой и одновременно яркой оркестровкой, а главное, завораживающим мелодическим богатством романтической музыки.
В филармонии впервые прозвучит сочинение Моисея (Мечислава) Вайнберга — Фантазия для виолончели и оркестра ор. 52. «Величайший композитор, о котором вы (скорее всего) никогда не слышали» — так в 2014 году был представлен композитор М. Вайнберг в программе BBC Radio 3 «Композитор недели». Один из крупнейших композиторов XX века, автор около 100 камерных и симфонических произведений, создатель музыки к известнейшим кинокартинам и мультфильмам («Летят журавли», «Афоня», «Винни-пух» и другим), человек непростой судьбы. Окончив в 1939 году Варшавскую консерваторию по классу фортепиано, Вайнберг был вынужден бежать из Польши и остановился в Минске, где поступил в Белорусскую консерваторию по классу композиции. С началом Великой Отечественной войны эвакуировался в Ташкент и там познакомился с Дмитрией Шостаковичем, чьей дружбой и поддержкой заручился на многие годы. Жизненные трудности, авторитет и популярность близкого друга не могли не сказаться на отсутствии широкой известности М. Вайнберга. Сегодня музыка великого пианиста и композитора выходит из тени, звучит на концертных площадках мира. Ведётся работа над архивными биографическими материалами.
Партию виолончели в обоих произведениях исполнит заслуженный артист России Борис Андрианов.
Борис Андрианов окончил МССМШ имени Гнесиных (класс Веры Бириной), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Наталии Шаховской) и Высшую школу музыки имени Ханса Айслера в Берлине (класс профессора Давида Герингаса). Победитель международных конкурсов в Загребе (имени Антонио Янигро), Йоханнесбурге, Ганновере (Classiсa Nova имени Д. Д. Шостаковича, в дуэте с Алексеем Гориболем), Париже (конкурс Мстислава Ростроповича), Южной Корее (имени Исан Юна). Лауреат XI Международного конкурса имени Чайковского и молодежной премии «Триумф». Удостоен почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации» (2016).
Организатор и руководитель всероссийского проекта «Поколение звезд» (Премия Правительства Р Ф в области культуры, 2009). Автор идеи и художественный руководитель международных фестивалей Vivacello и Vivarte в Москве, художественный руководитель фестиваля «Музыкальная экспедиция», проходящего во Владимирской области и других регионах России.
Сотрудничает со многими выдающимися мировыми и отечественными исполнителями и дирижерами, с именитыми оркестрами.
В программе завершающего сезон концерта в исполнении Рязанского губернаторского симфонического оркестра прозвучит одно из монументальнейших сочинений в истории музыки ХХ века — симфония № 8 до минор op. 65 Дмитрия Шостаковича.
Восьмая симфония — кульминация трагедийности в творчестве Шостаковича. Сочинение написано в 1943 году. «Сюжетных моментов в ней нет, — говорил композитор. — Она отражает мои мысли и переживания, общее хорошее творческое состояние, на котором не могли не сказаться радостные вести, связанные с победами Красной Армии». Действительно, эта симфония — как и предыдущая — связана с образами Великой Отечественной войны. Но если Седьмая, легендарная «Ленинградская», стала героической эпопеей, то Восьмая — хоть автор и упоминает в связи с нею о «радостных вестях» — это средоточие трагедийности, события времени, когда она создавалась, предстают через призму человеческого страдания, причем это состояние пронизывает собою все части. Премьера Симфонии № 8 состоялась также в 1943 году в Москве, дирижировал Евгений Мравинский. Но судьба ее оказалась далеко не такой счастливой, как у Седьмой: слишком трагической, мрачной казалась она, а финальному просветлению было далеко до «ликующего апофеоза», который мог бы ассоциироваться с грядущей победой. Использовать такое произведение как орудие пропаганды не представлялось возможным, и на пленуме, состоявшемся в 1944 году, композиторы раскритиковали ее нещадно — о скором новом исполнении после этого можно было и не мечтать. Не исполнялась симфония и после завершения войны, а в 1948-м, после указа Жданова, в котором Шостакович наряду с некоторыми другими композиторами обвинялся в формализме, уже и надежды на исполнение не было. И только в 1956 году Восьмая симфония вновь прозвучала. Исполнил ее Московский филармонический оркестр, а дирижировал Самуил Самосуд.
По структуре симфония пятичастна. Наиболее масштабной является первая часть, время ее звучания сопоставимо с совокупностью четырех других. Привычные пропорции света и тени, трагических и оптимистических образов в ней нарушены. Преобладает суровый колорит. Среди пяти частей симфонии нет ни одной, которая играла бы роль интермедии. Каждая из них глубоко трагична.
Начало концерта в 19:00
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj