Классическая музыка сегодня. Гость — пианист Вазген Вартанян.
Ведущие «Вестей ФМ» — Владимир Соловьёв и Анна Шафран.
Соловьев: Вот мы говорили о политике, говорили о науке, зазвучали совершенно волшебные ноты, и просто другая жизнь. Вот что значит — искусство! У нас в студии — один из самых блестящих музыкантов нашего времени Вазген Вартанян, кроме того, что он потрясающий музыкант, он замечательный, мудрый человек. Вазген, что это звучит сейчас?
Вартанян: Это Рахманинов, «Прелюдия соль-минор», оно, наверное, самое его известное фортепианное произведение, написанное для сольного фортепиано. Примерно такие же, наверное, хиты, как «Прелюдия до-диез минор» и «Второй концерт».
Соловьев: Вазген, а зачем? Но ведь такое количество великих музыкантов уже оставили свои записи, играли эти произведения, почему каждое поколение осмысливает заново? Почему человек выходит и, несмотря на то, что до него гиганты оставляли свои трактовки, все равно снова и снова пытаются прочитать иначе?
Вартанян: Я думаю, что многим кажется, что они читают иначе. На самом деле, это какое-то веяние времени, какой-то моды на то или иное восприятие исполнения и традиции. Дело в том, что претензии на какие-то новые мысли содержатся не в целом поколении, наверное, а у каких-то единиц, которые, наоборот, идут против течения. Так же было с теми, кого вы упомянули, с теми великими, которые диктовали моду, они совершенно не оглядывались на то, к чему шли их устремления.
Соловьев: То есть у исполнителя возникает ощущение, что надо, что он дозрел до этого произведения. Как происходит выбор исполнителем произведения?
Вартанян: Я могу только за себя сказать.
Соловьев: Ну, конечно, я же только с тобой говорю.
Вартанян: Просто я так сейчас представил, как же у исполнителя действительно происходит. Но это на самом деле очень интересно: сначала выбирать, а потом уже представлять. И, наверное, это, знаете, как в такой очень быстрой форме увидеть, как растет, скажем, цветок или большое дерево, или здание. То есть можно увидеть примерно за несколько минут, открыв ноты, что тебя ждет, скажем, через месяц, когда ты уже этим произведением овладеешь, или, может быть, больше, если это произведение большое.
radiovesti.ru