Как рождается Музыка
Добавлено 22 сентября 2017 Самарская филармония
Зал Самарской филармонии, Самарская филармония, Павел Назаров (фортепиано, клавесин)
С большим успехом прошел 20 сентября 2017 г. в Самарской филармонии юбилейный вечер двух известных самарских музыкантов, членов Союза композиторов России Аллы Виноградовой и Григория Файна. Это было открытие абонементного цикла «Союз композиторов представляет» в рамках XVII Международного фестиваля «Музыкальные автографы».
Известные мастера искусств Самары — Дмитрий Дятлов (фортепиано), Александра Дятлова (фортепиано), Надежда Сорокина (вокал), Ирина Цыганова (художественное слово), Максим Бурко (лоу-вистл, тин-вистл, кена), Павел Назаров (фортепиано), Василий Святкин (баритон), Григорий Файн (фортепиано), Ирина Алешина (сопрано), Муниципальный камерный молодежный хор под руководством Владимира Ощепкова, Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии под управлением народного артиста Р Ф Михаила Щербакова исполнили произведения юбиляров.
В музее филармонии в этот вечер открылась выставка, посвященная творчеству композиторов.
Из чего и как рождается Музыка? Об этом нам рассказали виновники торжества — Алла Леонидовна Виноградова и Григорий Анисимович Файн.
Алла Виноградова:
— Моя музыка рождается каждый раз по-разному. Часто бывает, что я пишу для конкретных исполнителей, посвящая им свои произведения. Иногда возникает потребность написать музыку на определенный текст, который меня «зацепил». Все это непредсказуемо…
Конечно, у композиторов возникают моменты вдохновения и озарения. Но так бывает не всегда. И совершенно прав был Чайковский в том, что «Гостья Вдохновение» не каждый раз посещает композиторов. Без труда ничего не приходит. Сочинение музыки — это ремесло, в которое нужно вложить всю свою душу. И чем больше опыта и профессионализма, тем больше понимания, что ты хочешь написать, и как воплотить свою идею. Очень многое приходит вместе с самообразованием, саморазвитием. Работа композитора требует колоссальной силы воли, концентрации. Ты начинаешь работать, погружаешься в особый ритм, разогреваешь себя, как очаг, и тогда начинается процесс творчества…
Когда я пишу музыку, то ухожу из дома — мне нужна тишина, полное погружение в творчество. Когда начинается процесс сочинения, я, как будто, переношусь в другое измерение, в Нарнию, и забываю, что сама — реальный человек… А потом «выныриваю» из Музыки в настоящую жизнь и понимаю, что это совершенно другая реальность.
Конечно, никому из композиторов не интересно писать в стол. Чтобы музыка дошла до своего слушателя, она должна быть понятна публике. Я стараюсь, не поступаясь со своими принципами, быть понятной и реализовать свои замыслы и идеи, которые всегда волновали людей — темы добра, любви, созерцания, юмора… Ведь композиторы хотят быть услышаны, приняты публикой, чтобы звуковое пространство, созданное тобой, полюбилось кому-то еще.
Григорий Файн:
— Моя музыка рождается благодаря тому, что мне удалось в своей жизни освоить разные ее стили и жанры. Это произошло благодаря моим родителям — у моего папы был свой танцевальный ансамбль, он увлекался джазом. И я впитал эти джазовые ритмы с детства. В 8-м классе у меня появился замечательный педагог — Валерий Яковлевич Островский, который увлек меня фортепианной игрой, классикой. И я глубоко внедрился в фортепианное искусство. Моими кумирами стали Иоганн Себастьян Бах и Оскар Питерсон, чье трио я услышал в 15 лет. Его творчество вдохновило меня на изучение джазовой импровизации.
Потом был Конкурс им. Д. Б. Кабалевского, на котором я занял I место, и получил специальный приз. Председателем жюри тогда был сам Дмитрий Борисович Кабалевский. Сейчас материалы этого легендарного конкурса представлены на выставке в музее Самарской филармонии… Спустя годы, на одном из конкурсов им. Д. Б. Кабалевского исполняли мое сочинение. Так получилось, что в нашей семье три лауреата I премии Конкурса им. Кабалевского — моя жена, я и мой сын…
После музыкального училища была учеба в Институте им. Гнесиных у знаменитой пианистки Марии Гринберг… После окончания Гнесинки я вернулся в Самару — поднимать здесь джазовую эстраду. В 1978 году было создано джазовое филармоническое трио, затем — джазовый абонемент. Сегодня два моих джазовых абонемента идут также в Малом зале Московской консерватории, два — в Московском Доме Музыки. Я преподаю в Московской консерватории спецкурс — искусство джазовой импровизации…
Вот из чего рождается мое композиторское творчество — из моей страсти к классической и джазовой музыке. Я всегда говорю: «Делайте великие дела, господа!». В конечном итоге время стирает все, но что все-таки остается… Я надеюсь, что после нас останется что-то хорошее.
Приятным сюрпризом для публики стала открывшаяся в день концерта в фойе филармонии, персональная выставка члена Творческого Союза художников РФ, Лауреата международных конкурсов, доцента СГИК, художника Алексея Давыдова. Некоторые из его картин были созданы под впечатлением от музыки юбиляров.
Юлия Шумилина
Фото Михаила Пузанкова
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal