Соло для фортепиано

Добавлено 30 мая 2017 Самарская филармония

Николай Фефилов (фортепиано), Самарская филармония, Зал Самарской филармонии

Своеобразную эволюцию сонатного жанра смогли проследить слушатели Самарской филармонии на вечере фортепианной музыки: лауреат международных конкурсов Николай Фефилов представил программу из сонат Скрябина и Рахманинова, прозвучала и любимая всеми «Лунная» соната Бетховена.

Самара
Конкурс Чайковского, конкурс Кабалевского, правила хорошего тона, когда из каждой квартиры, где есть ребятишки, звучали этюды Черни, создали иллюзию, что в нашей стране есть непобедимая армия пианистов, которые маршируя стройными рядами, на ходу играют гаммы… Но куда привела эта иллюзия? Сегодня из окон Самары уже не летят фортепианные трели, на сайте «Авито» масса объявлений «отдам пианино в дар», а пианистов-солистов нашего города давно пора занести в «Красную книгу» и выдать каждому бейджик — «Особо охраняемый субъект». Из их числа герой нашей истории — солист Самарской филармонии, артист «Форте-квартета», ведущий мастер сцены ОЛИМПа, доцент СГИК Николай Фефилов.

Пять лет в классе Виолетты Алексеевны Безотосной в ДМШ № 4 пролетели быстро. Чуткий, мудрый педагог, понимая, что одаренному ученику необходимо расти, показала 12-летнего Колю именитым педагогам Виктору Александровичу Столову и Кире Александровне Шашкиной, когда они в 1979 году приехали на конкурс Кабалевского в Куйбышев. Николай Фефилов тогда участвовал в городском туре конкурса. Прослушав мальчика, мэтры дали ему «зеленый свет» для поступления в Специальную музыкальную школу для одаренных детей при Казанской консерватории.

Казань
Николай сдал экзамены, поступил в ССМШ при Казанской консерватории в класс К. А. Шашкиной. Все для юного пианиста было вновь, удивительно и непросто. Это была профессионально ориентированная среда, где ребята жили музыкой, дышали ей… Дома достаточно было позаниматься перед уроком лишь 30−45 минут… Здесь ученики, живущие в интернате для иногородних, вставали в 4 утра, чтобы успеть позаниматься на фортепиано 4 часа еще до завтрака. Кира Александровна дала Николаю понять, что если он не пересмотрит свою систему ценностей, не организует правильно свое время, то не сможет учиться в Казани. Пришлось наверстывать упущенное. На освоение нового режима ушел год. К концу 6-го класса он догнал свой поток. У Киры Александровны тогда учились все победители конкурса Кабалевского 80-х годов — Алсу Миндубаева, Ангелина Дзенчарская, Анна Гурарий, Андрей Лимаев и другие… Общешкольный уровень был весьма высоким — профессиональный педагогический состав, яркие талантливые ученики, плодотворная атмосфера…
Шашкина давала своим ученикам право на творческое самоопределение. Учила самостоятельно думать, проживать музыку, выбирать свой путь. Ученики ее класса много выступали на сцене. Обучаясь в ССМШ, Николай Фефилов играл во многих городах России, в том числе в Самаре, Ульяновске, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Воронеже, Днепропетровске, Ижевске и др.

Школа при консерватории находилась под пристальным вниманием профессионалов, пользовавшихся уважением республиканских властей. Эта традиция сохраняется и поныне: в новейшей истории Казанской консерватории — новые корпуса, органные мастерские, новые концертные залы, новый инструментарий и обширный список ярких молодых дарований.

Москва
Московская консерватория — музыкальная Мекка страны, куда мечтают поступить все пианисты. В 1989 году Николай Фефилов поступил в Московскую консерваторию в класс народной артистки РСФСР Веры Васильевны Горностаевой.

Перед началом учебы в Московской консерватории всем поступившим следовало отработать трудовую практику. Николая направили пылесосить большой зал консерватории. За две недели своей работы он успел поиграть на всех роялях и клавесинах Большого зала, а также познакомиться с его сотрудниками, что впоследствии помогало ему попадать на концерты, на которые невозможно было купить билеты.
Восемь лет обучения в Московской консерватории — общение с профессионалами высочайшего уровня, носителями мировой музыкальной традиции и созидателями нового времени — заставило многое переосмыслить и осознать, что-то принять, от чего-то отказаться. Фестивали, конкурсы, концерты, гастроли, записи, авантюры и диплом с отличием…

Музыкальная география
За плечами Николая Фефилова ряд престижных международных конкурсов и фестивалей — в Европе, Африке и Азии: самый крупный итальянский конкурс в Больцано имени Ф. Бузони, международный конкурс «Unissa-Transnet» в Претории (ЮАР), «Dong-A competition» в Сеуле (Южная Корея), международный конкурс имени С. Прокофьева в Санкт-Петербурге, международный конкурс пианистов в Минске и др. Николай Фефилов стал дипломантом и обладателем специальных призов этих масштабных состязаний, а звание лауреата ему присудил международный конкурс «Musica classica» в Рузе.

Со стороны все музыкальные конкурсы представляются весьма романтично, но, как бы там ни было, это огромная работа и бесценный опыт для молодого исполнителя. А своей первой значительной победой Николай Фефилов считает конкурс имени Д. Кабалевского, в котором он участвовал, будучи учеником Казанской ССМШ в 1984 году, став лауреатом 1 премии. Об уровне этого конкурса красноречиво говорит одна деталь — почти все его участники, прошедшие на третий тур, стали впоследствии студентами Московской консерватории.

И снова Самара
В 1997 году Николай Фефилов возвращается в Самару и начинает работать в Филармонии в Отделе литературных и музыкальных программ в качестве концертмейстера-аккомпаниатора, а также преподает специальное фортепиано в Институте Культуры. С этого момента музыкант ведет активную творческую жизнь, как артист филармонического лектория, концертный пианист, ансамблист, артист «Форте-квартета». Расширилась география его гастролей: Китай, Индия, Армения, Азербайджан, Москва, Казань, Оренбург, Саратов, Нижний Новгород, Одесса, Ульяновск, Грозный, города Самарской области…

В век технологий
Я спросила у музыканта, влияют ли новые технологии на его специальность, профессию.
— Музыка — это информация, — говорит Николай Владимирович. — Музыка связана со всеми областями науки, культуры и жизни в целом. Она непосредственно участвует в информационном обмене. Механизм влияния музыки не похож на теорему Пифагора. Таинственно и опосредованно Музыка требует вашего отклика, вашего выбора и это вполне материально. Тайное станет явным!

Текст: Юлия Шумилина, «Свежая газета. Культура» № 10 (118), май 2017

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору