16—19 сентября 2013 года в Барнауле играют лауреаты международного конкурса пианистов

Добавлено 01 июля 2013 muzkarta

Михаил Турпанов (фортепиано, композитор), Филипп Копачевский (фортепиано), Большой зал филармонии Алтайского края, Филармония Алтайского края

16-19 сентября 2013 г. в Барнаульской филармонии пройдет Фестиваль фортепианной музыки памяти французской пианистки Веры Лотар-Шевченко.

Пианистка Вера Лотар родилась в Турине в 1901 году. Её родители преподавали в высшей школе, отец – математику, а мама – язык и литературу. Оба читали лекции в Сорбонне.

Музыкой стала заниматься, как утверждала сама позднее, «с тех пор, как себя помнила». В семье Лотар музыка и литература определяли всё. Так же, как и в жизни дочери. Успехи были ободряющими: уже в двенадцать лет Вера играла с оркестром под управлением Артуро Тосканини. В Париже она училась у Альфреда Корто. И навсегда разделила привязанность своего педагога к произведениям Шопена и Дебюсси. По окончании курса стажировалась в Венской музыкальной академии. И уже это прославленное учебное заведение оставило в её репертуаре Баха, Моцарта, Бетховена, с которыми она никогда не расставалась. Портрет Бетховена всегда соседствовал с её домашним роялем.

В Париже она вышла замуж за советского инженера-акустика Владимира Шевченко. И в 1938 году приехала с ним в СССР. Встретили её, в полном соответствии с духом этого страшного года, весьма подозрительно. И только заступничество известной советской пианистки Марии Вениаминовны Юдиной позволило Вере Лотар-Шевченко получить соответствующую исполнительскую категорию и начать работу в Ленинградской государственной филармонии.

Сначала арестовали мужа, а затем и её. Более тринадцати лет пианистка провела в сталинских лагерях. Не виновная ни в чём, отбывала назначенный ей срок в Севураллаге. Все эти долгие годы единственным отдушиной была для неё вырезанная кухонным ножом на нарах фортепианная клавиатура. В редкие свободные минуты она «играла» на безмолвном инструменте. Заключённые, наблюдавшие необычные концерты, были потрясены её преданностью музыке и уверяли, что понимали и слышали то, что она пыталась извлечь искорёженными тяжёлой физической работой пальцами из самого необычного музыкального инструмента ХХ века.

После освобождения Вера Лотар-Шевченко работала концертмейстером в музыкальном театре Нижнего Тагила, где осуществлял первые постановочные замыслы будущий знаменитый российский кинорежиссёр Владимир Мотыль. Затем жила в далёком Барнауле. Наконец, в середине семидесятых годов прошлого века по приглашению основателя Сибирского отделения АН СССР академика Михаила Лаврентьева переезжает в знаменитый Академгородок под Новосибирском и становится солисткой Новосибирской государственной филармонии. Она проживёт в Академгородке шестнадцать счастливых лет. Начнётся активная гастрольная деятельность. Вера постоянно играет – в Москве и Ленинграде, Новосибирске, Одессе, Омске, Свердловске. Работает невероятно много. В концертных программах этого времени любимые ею имена: Бах, Бетховен, Шопен, Дебюсси. Подлинным триумфом пианистки стало исполнение всех сонат Бетховена и его Пятого концерта с оркестром Новосибирской филармонии под управлением дирижёра Василия Синайского.

Она не раз получала возможность возвратиться во Францию и всегда отказывалась: «Это было бы предательством памяти русских женщин, помогавших мне выжить в адских условиях заключения».

Вера Августовна Лотар-Шевченко похоронена на Южном кладбище Академгородка. На могильной плите высечены её слова: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна».

История конкурса

Фестиваль фортепианной музыки памяти французской пианистки Веры Лотар-Шевченко организован по инициативе Фонда Первого Президента России Б. Н. Ельцина в 2005 году в Новосибирске.

Ученица выдающегося французского пианиста Альфреда Корто, cолистка Новосибирской государственной филармонии и уникальная по силе личность воплотила в творческом пути изречение своего учителя: «...для пробуждения жизни за застывшими нотами текста нужно вдыхать в эти ноты свою собственную жизнь».

Спустя 23 года после ее смерти в новосибирской филармонии прозвучала музыка, которую так любила исполнять сама Вера Августовна: Бах, Шопен, Брамс, Прокофьев, Дебюсси, Лист, Шуберт, Скрябин.

Произведения великих композиторов исполняли известные пианисты: Наталья Талдыкина (Новосибирск), Филипп Копачевский (Москва), Константин Лапшин (Москва), Александр Мельников (Москва), Давид Фрэй (Франция). Успех фестиваля не вызывал сомнений. Необходимость его проведения была как нельзя более своевременна.

Легендарная пианистка, память о игре которой сохранилась лишь на гибкой пластинке журнала «Кругозор», открыла путь для музыкальных талантов и дарований уже в новом веке. Фестиваль положил начало международному конкурсу пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко, который отныне проводится раз в два года. Первый конкурс прошел в декабре 2006 года в Новосибирске.

Программа фестиваля памяти Веры Лотар-Шевченко.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Михаил Качан, Сакраменто, 19 декабря 2013:

    Вера Августовна находилась в лагерях 8 лет - с 1942 по 1950. В Академгородок она переехала в 1966 году.

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору