20 августа в концертном зале Яани Кирик оркестр «Санкт-Петербургская камерная филармония» под руководством Мишеля Галанте откроет свой концертный сезон 2016—2017 гг. исполнением двух последних симфоний великого В. А. Моцарта — № 40 и № 41.
Летом 1788 года Моцарт написал свои последние три великие симфонии — № № 39, 40 и 41 — для серии концертов по подписке. Скорее всего, концерты так и не состоялись. Достоверных данных об исполнении этих симфоний при жизни композитора нет, но велика вероятность, что последняя -«Юпитер» — все-таки была хотя бы раз сыграна. Больше до конца своей жизни Моцарт к жанру симфонии не обращался.
Знаменитая Сороковая симфония (соль минор) — одно из самых эмоциональных сочинений композитора, была предназначена для исполнения в большой авторской «академии», на которую была объявлена подписка. Но подписка не дала необходимых средств, все расстроилось. Возможно, что в каком-нибудь из частных домов богатых любителей музыки она и была исполнена, но сведений об этом не сохранилось, и дата её мировой премьеры неизвестна. Среди современных ей симфоний 40-я выделяется очень резко, прежде всего — чувством тоски и беспокойства, господствующим во всех её частях. Возможно, сегодня грусть 40-й симфонии Моцарта не воспринимается как трагедия, но в XVIII веке трудно найти более скорбное произведение. Иногда 40-ю симфонию называют «вертеровской», проводя параллель с романом Гёте «Страдания молодого Вертера».
В основе 41-й симфонии (До мажор), получившей название «Юпитер» за невиданный прежде величественный масштаб, грандиозность замысла и эпическую стройность воплощения, лежат торжество и героика. Её мужественная, приподнято-праздничная музыка, её монументальная лапидарность напоминают страницы бетховенских симфоний с их героикой, стойким оптимизмом, ярким волевым началом. Чайковский, очень любивший всё творчество Моцарта, называл эту симфонию «одним из чудес симфонической музыки».
Мишель Галанте, отмеченный в «Нью-Йорк Таймс» как «прирождённый лидер мощных выступлений», выступал с такими музыкальными коллективами, как: Чешский Филармонический оркестр имени Яначека, Московский симфонический оркестр, Камерный оркестр Манхэттена, а также ансамблями современной музыки «Модерн» (Франкфурт, Германия), «Кураж» (Дрезден, Германия), OENM (Зальцбург, Австрия) и ICE (Нью-Йорк). В 2013 году маэстро дирижировал премьерой оперы Георга Фридриха Гааса «Томас» на Оперном фестивале Шветцинген в Германии, получив горячее одобрение критиков. В 2015 под его руководством в Санкт-Петербурге прошёл музыкальный фестиваль «Симфонические титаны», который объединил в историческом контексте и сопоставлении грандиозные симфонические полотна и менее масштабные оркестровые формы.
В настоящее время Мишель является руководителем Камерного ансамбля «Ардженто», одного из наиболее передовых коллективов современной музыки в Соединённых Штатах, а также успешным композитором. В числе его наград — стипендии фондов Фулбрайт, Хертц и Меллон и призы от ASCAP и композиторской гильдии. Среди его недавних работ, написанных по заказу — балеты для Нью-Йоркских танцевальных коллективов и камерные сочинения, исполняемые в США и Европе.
Оркестр
«Санкт-Петербургская камерная филармония» был основан в 2002 году и с тех пор стал одним из самых интересных и прогрессивных камерных оркестров Петербурга. С начала своего существования коллектив выступал на самых значимых концертных площадках города, принимал участие в его важнейших Международных фестивалях: «Музыкальный Олимп», «Звуковые пути», «Петербургская музыкальная весна», «Японская весна в Санкт-Петербурге», «От авангарда до наших дней». За прошедшие двенадцать лет оркестр исполнил около 200 произведений, познакомил российскую публику с премьерами таких всемирно известных авторов и лауреатов Пулитцеровской премии, как: Стив Райх, Стивен Стаки и Джон Адамс; стал первым исполнителем новых сочинений петербургских композиторов — Л.Резетдинова, А.Радвиловича, А. Королева, а также неоднократно исполнял сочинения С. Слонимского и Б.Тищенко. Коллектив представил петербургской публике более 30 молодых музыкантов (среди них виолончелистка Алиса Вайлерштейн), дирижёров и композиторов из 15 стран мира. В 2012 году Оркестр «Санкт-Петербургская камерная филармония» стал инициатором и организатором уникального фестиваля «Тройка», объединившего музыку России, Китая и Америки от древних китайских династий через произведения И. С. Баха до наших дней.
www.oreanda.ru