«2015-й — Год литературы, но надо сделать его еще и годом Чайковского»

Добавлено 29 декабря 2014 muzkarta

Валерий Гергиев (дирижер)

Валерий Гергиев — об ужесточении правил главного музыкального конкурса и о сотнях тысяч поющих детей

Фото: Анна Исакова
24 декабря на совместном заседании Госсовета и Совета при президенте по культуре и искусству дирижер Валерий Гергиев попросил Владимира Путина объединить празднование 175-летия Чайковского и XV конкурс его имени — крупнейшие культурные мероприятия 2015 года. Корреспондент «Известий» узнал, что Гергиев вкладывал в свою просьбу, которая сразу же была удовлетворена.

- Почему вы сочли необходимым объединить юбилей Чайковского, конкурс его имени и совместить эти музыкальные праздники с 70-летием Победы?

— Я не планировал выступать, но неожиданно получил слово. Думаю, что поступил совершенно правильно. Это не бюрократический или чиновничий замысел, а эмоциональное предложение объединить усилия. Я надеюсь, что президент даст прямое поручение — это просто ускорит дело. Мы ведь ставим перед собой немаленькую задачу. Хорошо провести конкурс мы сможем, но падение курса рубля, конечно, бросает нам новые вызовы.

— На конкурс, как сообщила замминистра культуры Елена Миловзорова, уже выделено 300 млн рублей. А что с юбилеем Чайковского?

— Я думаю, что 175-летие величайшего композитора не должно быть однодневной акцией. Если говорить о Мариинском театре, то мы тщательно подготовимся к этому юбилею. У нас будут новые премьеры, колоссальное количество концертов, видеотрансляции. Но я считаю, что нельзя отдельно праздновать юбилей в Клину, отдельно в Большом театре, отдельно в Мариинском, отдельно в Воткинске и сказать: «Вот, мы выполнили задачу». Да, 2015-й — Год литературы, но его нужно сделать и годом Чайковского тоже. Я это вижу так: нужно начать праздник в преддверии юбилея в мае и продолжать в течение всего года.

— За четыре часа до Госсовета оргкомитет конкурса Чайковского провел свое заседание. К чему пришли устроители соревнования?

— У нас появился новый заместитель — Алексей Шалашов, который обладает ценнейшим опытом работы на предыдущем конкурсе. Без него нам не удастся решить многие вопросы. Вообще будут задействованы очень серьезные силы, но если сейчас не осуществить самых точных и умных действий в четком графике, то мы даже на конкурсе Чайковского можем прийти к разочаровывающим результатам. Мы не имеем права потерять на отборах самых одаренных ребят. Просто не можем сегодня себе этого позволить. Поэтому уже продумана новая система отбора: она будет более жесткой, чем в прошлый раз.

— Вам понравился формат совместной встречи Госсовета и Совета по культуре?

— Это был первый подобный опыт. Прозвучали разнообразные и даже противоречащие друг другу выступления руководителей фракций Госдумы. Но всех беспокоит сегодня подлинное состояние культуры. Я, как и они, не сторонник того, чтобы продолжать наращивать количество развлекательных и чисто коммерческих проектов. Их слишком много и на телевидении, и в концертных залах. Многие площадки работают откровенно по коммерческим правилам. Так происходит во всем мире, но я не думаю, что это должно быть главным в сегодняшней России.

— Вы в последнее время практиковали благотворительные концерты в российских городах. Продолжите?

— Мы много работаем с регионами, в некоторых уже застолбили акции, которые будут проходить в 2015 году. Но одно дело, когда я напрямую выхожу на каждого губернатора, а другое — когда президент поддерживает мой главный порыв — увеличить сводный детский хор до сотен тысяч детей.

— Как вы себе представляете воплощение этой мечты?

— В 2014 году каждый город давал 5–7 ребятишек для Всероссийского хора, а сейчас я призываю к тому, чтобы каждый губернатор выстроил тысячеголосый хор у себя в регионе. Это большая задача, и многие губернаторы, с которыми я говорил, тут же энергично взялись за дело.

В некоторых областях ситуация пока плачевная. Взять мой смоленский опыт: туда приезжал оркестр Мариинского театра, и мы просили коллег выставить мощный детский хор. В итоге на сцене оказалось всего 25 детишек. Когда русский город с великой историей собирает четверть сотни ребят, это тоже хорошо, но согласитесь, что не особо впечатляет. Думаю, что и Смоленск может подготовить тысячу детей. Дети везде талантливые и везде одинаково способны петь в хоре. Это совершенно точно.

Ярослав Тимофеев
izvestia.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору