Nothing is real. Нет ничего реального
Крайне необычный проект в самый обычный февральский понедельник. «Nothing is real» продолжит ряд авангардных проектов Бурятской филармонии. На этот раз, на суд публике будут представлены новые экспериментальные формы существования музыки, в продолжение спора о том, как мы слышим и воспринимаем музыку авангарда ХХ века.
Вместо традиционного концерта проект предлагает окунуться в мир насыщенных акустических и визуальных событий, захватывающих не только слух, но зрение и пространственную ориентацию. Это попытка частично собрать и воспроизвести интересные и экспериментальные явления авангардной музыки. А звучать будут известные всему миру представители музыки авангарда Матиас Шпалингер, Мортон Фельдман, Джон Кейдж, Кристиан Вульф, Алвин Люсье, Хельмут Лахенманн, Антон Васильев, Стивен Райх. Среди исполнителей Денис Хоров, Владимир Ткаченко, Екатерина Олёрская, Анастасия Дружинина.
Помимо концертной программы, в этот вечер можно будет увидеть и инструментальные перформансы, показ которых планируется в холле концертного зала филармонии. А все музыкальные произведения будут сопровождаться трансляцией партитур и видео-комментариями. Такое многообразие событий сможет помочь слушателю понять звучащие произведения.
Куратор проекта «Nothing is real» Денис Хоров, студент Московской государственной консерватории, ставит перед собой непростые задачи. Он пытается найти демократичные и доступные формы для непростого художественного высказывания; привлечь публику, не имеющую опыта посещения филармонических концертов; понять, насколько сегодня вообще является актуальным разделение на «высокую» и «офф» культуру; выяснить, может ли современная музыка существовать в академическом пространстве; наконец, найти точку пересечения и по-новому определить и выстроить культурный ландшафт нашего города.
Композитор Джон Кейдж, произведения которого вошли в программу концерта, однажды сказал: «
В каждой новой работе я ищу то, чего не использовал ранее. Моя любимая музыка та, которую я никогда не слышал. Я не слышу музыку, которую пишу. А пишу я музыку затем, чтобы услышать то, чего ещё не слышал». Этой репликой, пожалуй, можно охарактеризовать работу каждого из музыкантов авангарда ХХ века.
МАТИАС ШПАЛИНГЕР (Род. 1944, Франкфурт). До того как начал профессионально заниматься музыкой, серьёзно увлекался джазом. В 70-х композитор занимался главным образом вопросами изучения «эмпирических» условий композиции: взаимоотношением индивидуальности и группы, вопросами деталей и контекста. В композиции ?ph?m?re (1977) он исследует зависимость звукового материала от его контекста. В качестве «истинных» инструментов здесь использованы кастрюли, пивные бутылки, кухонная утварь.
МОРТОН ФЕЛЬДМАН (1926 - 1987). Он созерцал звук в его длящейся данности и открывал неведомые прежде глубины этого звучания. Фельдман хотел делать музыку более «направленную», непосредственную, в некотором смысле анонимную, открытую для импровизации, создавать физически осязаемый мир звука. Отрицая стандартную нотную графику, он придумал собственную систему визуального отображения звукоряда, дающую возможность музыкантам выбирать ноты из предложенного регистра, играть отрывки с той продолжительностью, которую считали нужной или импровизировать. Результатом стала серия сочинений, часто расцениваемых, как весьма спорные и недоступные для восприятия обычной публикой.
ДЖОН КЕЙДЖ (1912-1992) начал сочинять музыку на Майорке во время путешествия по Европе, когда твёрдо решил бросить учёбу и не становиться архитектором. Самым известным его произведением считают пьесу «4’33» - «4 минуты 33 секунды тишины», в течение которых сам зритель с помощью случайных звуков окружающего мира создаёт звуковую палитру произведения. Подобно Малевичу, Кейдж очертил пространство чёрным квадратом «4’33», пытаясь выразить безграничность звука и навсегда остаться в истории современного искусства автором доселе неслышимого, автором того, что в обычном мире принято называть тишиной, молчанием.
СТИВЕН РАЙХ (род. 1936, Нью-Йорк) - американский композитор, один из первых авторов музыки в стиле минимализм. В раннем творчестве Райха присутствовало много экспериментов, например зацикливание музыки при помощи кассет (например, в композициях «It’s Gonna Rain» или «Come Out»). Такие композиции по своей форме и ритму были новы для своего времени и сильно повлияли на современную музыку, особенно в США. Его часто называют величайшим из ныне живущих композиторов, оказывающим огромное влияние на мировую культуру.
АЛВИН ЛЮСЬЕ (Род. 1931, США). В 1960-е-1980-е годы исследует возможности звука и звуковой среды. Самая известная композиция Люсье - "Я сижу в комнате" ("I am Sitting in a Room", 1970) использует технику магнитной петли. Согласно авторской инструкции, для эксперимента необходимы два магнитофона, микрофон, усилитель, динамик и комната, "музыкальные качества которой исполнитель хотел бы пробудить к жизни". Люсье произносит текст, который является заодно описанием композиции и процесса её создания.
ХЕЛЬМУТ ЛАХЕНМАН (Род. 1935, Штутгарт). Механика звукового космоса Лахенмана - это продуманный до мельчайших деталей каталог нетрадиционных звучностей, извлекаемых из обычных инструментов симфонического оркестра. На минуту всё стихает, от огромной массы оркестрового звука остаётся едва слышный шелест струнных. Краска меняется, странный шорох проходит сквозь оркестр, мы видим, как музыканты трут друг о друга маленькие кусочки пенопласта. Из шороха вырастает протяжная нота духовых, резкая фанфара меди, - и вновь всё обрывается, и тут на фоне абсолютной тишины неожиданно возникает нечто, казалось бы, совершенно чуждое оркестровой палитре, - плёнка с записью школьного двора, гулкие, стёртые акустикой детские голоса. Это описание оркестровой пьесы Хельмута Лахенмана "Фасад" (1972).
АНТОН ВАСИЛЬЕВ (Род. 1984). Автор «Нового гимна России», где текст Конституции РФ определённым образом «переводится» в музыку. При этом на видео показывается спортивное табло, при каждом аккорде означающем «президент» и «народ» на них меняется счёт, зрители напряжённо следят за ходом соревнования. Такая композиция интересна не только как интеллектуальное решение, но и как политический акт.
КРИСТИАН ВУЛЬФ (Род. 1934) В сочинении «Stones» композитор предлагает «создавать музыку, используя камни разных размеров, видов и цветов, в основном ударяя камни о камни, но также иногда и о другие поверхности и другими способами, отличными от ударов». По словам Вульфа, им руководит желание «сделать создание музыки совместной и меняющейся активностью (между композитором, исполнителем и слушателем), посредством создания музыки возбудить ощущение тех социально-бытовых условий, в которых мы живём, и того, как их можно изменить».