31 января. И. С. Бах и русский романтизм

Добавлено 27 января 2021 vpotapova81

Фонд «Коллегиум Музикум» представляет: 31 января в соборе Святых Петра и Павла пройдет третий концерт авторского цикла профессора Александра Фисейского «Иоганн Себастьян Бах и органная музыка XIX—XX вв.еков». Третий концерт раскрывает удивительные параллели музыки Баха и русской органной школы. На вечере в исполнении маэстро Фисейского прозвучат произведения И. С. Баха, М. Глинки, В. Одоевского, К Хомилиуса и А. Глазунова.

История российской культуры и религии сложилась так, что орган никогда не занимал в нашей стране столь важного места, как на Западе. Но это вовсе не значит, что грандиозный, загадочный и полный необычных звуковых возможностей инструмент русские композиторы обходили стороной. Доказательно тому — прекрасные произведения, созданные М. Глинкой, В. Одоевским, К. Хомилиусом и А. Глазуновым. Наряду с ними на предстоящем вечере прозвучат и шедевры органной музыки И. С. Баха.

Русские композиторы пришли к органной музыке через немецкую традицию: в XIX веке путеводной звездой для них стала музыка Баха, она увлекала их в мир органного искусства, заставляла изучать уже позабытые строгие законы полифонии и постигать свободу импровизации. В Москве и Санкт-Петербурге можно было послушать орган на концертах духовной музыки в лютеранских и католических церквях. Со временем стало популярно и домашнее органное музицирование.

Небольшой комнатный орган, вошедший в историю русской музыки как «Себастианон» (по имени Иоганна Себастьяна Баха), имелся в доме известного публициста и музыкального критика князя Владимира Федоровича Одоевского, который стал автором первых в России оригинальных сочинений для органа. Именно Одоевский стал основоположником русской бахианы, а также сделал многое, чтобы привить публике вкус к органной музыке и привлечь внимание к исключительной личности И. С. Баха. Восхищаясь музыкой великого кантора, Одоевский посвятил ему новеллу «Себастиан Бах», где размышлял о роли музыки немецкого композитора и дал профессиональный разбор его музыкального языка. На концерте прозвучит «Молитва без слов», написанная Владимиром Федоровичем Одоевским.

Часто на органе Одоевского импровизировал и друг князя, М. И. Глинка; его органные импровизации высоко оценил сам Ференц Лист. В предстоящем концерте прозвучат три органные фуги великого русского классика.
Огромный подъём в русской органной культуре начался с основанием органных классов в Петербургской (1862) и Московской (1885) консерваториях. В начале ХХ века русскую органную школу представляли такие замечательные музыканты, как Хомилиус, Гедике, Браудо. А во второй половине минувшего столетия композиторы смело начали осваивать в органных сочинениях и современный музыкальный язык.

Завершит вечер музыка Александра Глазунова. Автор балетов «Раймонда» и «Времена года» Глазунов редко ассоциируется с органной музыкой. Но именно он был одним из немногих композиторов в России, заинтересованно обращавшихся к органу. 31 января зрители услышат Прелюдию и фугу ре мажор, соч. 93.

В творчестве выдающегося российского органиста Александра Фисейского наследие И. С. Баха занимает особое место. Музыкант гастролировал с уникальным циклом концертов «Все органные сочинения Баха». В 2000 году, по случаю 250­летия со дня смерти Баха, Фисейский исполнил этот цикл в Дюссельдорфе в течение одного дня (исполнение длилось 19 часов!). Компакт­диски с записью фрагментов дюссельдорфского «органного марафона» были изданы немецкой фирмой Griola, а Александр Фисейский был занесен в Книгу рекордов планеты (Российский аналог Книги рекордов Гиннеса).

Цикл Фисейского «Иоганн Себастьян Бах и органная музыка XIX—XX вв.еков» дает возможность соприкоснуться с крупнейшими школами органной музыки сквозь призму Баха. Каждый концерт посвящен одному направлению (немецкий, французский и русский романтизм, первая и вторая половины ХХ века), но все их объединяет вселенная Иоганна Себастьяна Баха.
Следующие концерты цикла состоятся 14 марта и 16 мая 2021.

В программе концерта 31 января:

И. С. Бах (1685—1750). Токката ре минор, BWV 565

Шесть хоралов из «Органной книжечки»:

Christ lag in Todesbanden, BWV 625

Ich ruf' zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 639

In dich hab' ich gehof et, Herr, BWV 640

Wenn wir in höchsten Nöten sein, BWV 641

Wer nur den lieben Gott läßt walten, BWV 642

Alle Menschen müssen sterben, BWV 643

Пастораль фа мажор, BWV 590

М. Глинка (1804—1857). Три фуги: ми бемоль мажор, ля минор, ре мажор

В. Одоевский (1804—1869). Молитва без слов

К. Хомилиус (1840—1918). Прелюдия соль мажор

В. Рябов (*1950). Двенадцать взглядов на Севильский кафедральный собор, соч. 51

Начало в 19:00
Билеты: collegiummusicum.ru/

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору