Прошло 5 столетий с того далекого дня в XVI веке, когда Мартин Лютер написал свои 95 тезисов — «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций». В своих тезисах он подверг критике практику отпущения грехов за денежную плату и эксклюзивные права на то римского папы, утвердил Священное Писание как единственный авторитет. По легенде, М. Лютер прибил текст тезисов на двери Замковой церкви в Виттенберге (Саксония) и это послужило сюжетом многочисленных средневековых гравюр. Однако немецкий историк церкви Эрвин Изерло
(«Лютер между реформой и реформацией. Прибития тезисов не было» — «Luther zwischen Reform und Reformation. Der Thesenanschlag fand nicht statt», Мюнстер, 1968) в середине ХХ века установил, что вероятнее Лютер отправлял тезисы почтой архиепископу Майнцскому, а не получив ответа, решился обнародовать их устно и печатно. Во всяком случае, Мартин Лютер оказался тем человеком, который запустил огромный процесс преобразования католицизма и рождения нового направления христианства.
Реформация и ее последствия
Взимание платы за отпущение грехов, возможность вызволения грешной души из чистилища, бездумно-фанатичное поклонение святым, иконам, реликвиям - по сути, людям и вещам — таким виделся молодому доктору богословия средневековый институт католической церкви. Почему церковь не должна подчиняться светской власти? Почему она должна быть дорогой? Почему можно купить прощение?
А чем обусловлены эти вопросы и что в итоге: Новое мышление? — Да. Новая этика? — Безусловно.
Видимо, тогда начала появляться идея свободы совести и ответственности, человек начинает мыслиться как автономный индивид, самостоятельный в своих суждениях и поступках, что подготовило почву для идеи прав человека, представлений сначала о духовном, а затем и политическом равенстве.
Священное писание становится доступным — оно переведено на родной язык и каждый может его читать. Растет грамотность, появляется необходимость в образовании.
Труд начинает мыслиться одним из видов служения Богу и в трудовой этике легко усматриваются библейские корни. Феодальные экономические отношения сменяются капиталистическими. Развиваются производство и торговля.
В ретроспективе выглядит глобально: протест высказанный Лютером не просто создал Протестантизм, как одно из трёх главных направлений христианства, но и повлиял на ход мировой истории.
Протестанты на службе России
Чего и кого не было бы в нашей стране, если бы не Реформация?
Не было бы «первой русской женщины-дипломата» — под таким именем вошла в историю Д. Х. Ливен, урождённая Доротея фон Бенкендорф, В. И. Даль не собрал бы «Толковый словарь живого великорусского языка», открытие Антарктиды могло произойти позже и представителями другой страны… Список российских протестантов весьма большой и в нем много знаковых имен, таких как Ф. Я. Лефорт, К. В. Нессельроде, Х. А. Миних и М. Б. Барклай-де-Толли, К. Г. Фаберже, В. И. Беринг и Ф. П. Врангель, П. Б. Струве, А. А. Дельвиг и В. К. Кюхельбекер, К. П. Брюллов и другие.
Среди самарских протестантов О. К. Кеницер — основатель и владелец макаронной фабрики до 1914 г., Ю. Б. Укке — врач и первый метеоролог в Самаре, автор книги о климате в Самаре («Das Klima und die Krankheiten der Stadt Samara» («Климат и болезни города Самара», Берлин, 1863 год). Л. А. Греве, избиравшийся на два созыва гласным Самарской городской думы, директором губернского попечительского комитета о тюрьмах, главным фармацевтом врачебного отделения при губернском правлении, и участвовавший в работе приемного покоя для неимущих больных. А. П. Курлина с мужем были известными в городе благотворителями: попечителями детских приютов, училища для слепых детей, коммерческого училища. Инженер-технолог П. И. Чекмарев восстанавливавший промышленность в годы Гражданской войны и после: именно его стараниями была открыта обувная фабрика, кожзавод, овчинно-шубное производство, он организовал сушку овощей, производство кальцинированной соды, маслобойню, хлебозавод, восстановил макаронную фабрику и лесопилку.
Первые лютеране появились в Самаре в середине XVIII века, а ее официальное существование началось с собрания 22 сентября 1854 г., когда был избран первый церковный совет. Начиная с 1865 года службы проходили в здании Кирхи, которое мы знаем сейчас. Не обошло самарских протестантов и закрытие церкви на 60 лет, однако все вернулось на круги своя: и крест на колокольне, и служение Богу и людям. Представители общины продолжают подвижническую благотворительную деятельность, начатую в ХIX веке.
Празднование юбилея
500-летие Реформации отмечается с большим размахом по всему миру: концерты, поздравительные речи, просветительские поездки, круглые столы и конференции. Не в стороне и наш Самара. Весь 2017 год обещает быть наполнен отдельными событиями, приуроченными к юбилею, а начало положено 1 апреля в зале Самарской филармонии, который был предоставлен Администрацией Губернатора Самарской области на безвозмездной основе. Торжественное открытие международной научно-практической конференции «Власть духовная и светская: Взаимодействие в социокультурном пространстве» оказалось очень востребованным среди самарцев — один из главных залов города не смог вместить всех желающих приобщиться к огню Реформации. Зрителей ждала тематическая выставка и концертная программа.
Часть церковного быта переместилась в хрустальное фойе филармонии: серебряная посуда для причастия, пасторские мантии и параменты, уникальные старинные Библии. А со сцены филармонии звучали поздравительные речи представителей Администрации Губернатора Самарской области, города Самары, всех конфессий. Доехали до Самары и Франк Отфрид Юли — епископ Евангелической Церкви земли Вюртемберг и вице-президент Всемирной Лютеранской Федерации центральной и западной Европы, и руководитель Евангелическо-лютеранских общин Штутгарта Сёрен Швезиг, и архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви России Дитрих Брауэр. Концертная программа органично вплеталась между поздравлениями. За органом — Людмила Камелина, а три хоровых коллектива сменяли друг друга: Хор Евангелическо-лютеранской общины Св. Георга г. Самары, Сводный хор Самарского государственного социально-педагогического университета и Самарской духовной православной семинарии, а также детский хор «Ventus». После приветственного адреса от главного раввина Самары и Самарской области — искрометное выступление ансамбля «Клезмер-Алия», после приветствия от муфтия Талиба-хазрата Яруллина — «Лирический танец» от ученика школы «Яктылык».
Пропст Ольга Темирбулатова была награждена почетным знаком Губернатора «За вклад в укрепление дружбы народов».
Завершая торжественную часть мероприятия архиепископ Дитрих Брауэр рассказал о музыкальном наследии Баха, о выдающихся лютеранах России, об истории Лютеранской Церкви России, отметил 100-летие революции и мученичество пасторов и верующих и сказал о поддержке юбилейных мероприятий администрацией Президента Р Ф.
В открытии празднования юбилея Реформации принимали участие наряду с представителями областной и городской администрации, представители Самарской и Сызранской митрополии Русской православной Церкви, Регионального духовного управления мусульман, иудеев, Союза народов Самарской области, национальных центров и протестантских церквей региона.
Научная часть конференции благодаря проведенной работе к.и.н. Бэллой Гартвиг и участию проректоров, преподавателей и студентов Самарского государственного социально-педагогического университета, института культуры и Самарского государственного технического университета показала высокий научный уровень.
Она проходила в кирхе под руководством ректора Теологической семинарии доктора богословия Антона Тихомирова и включала более 20 докладов от участников из Штутгарта и Эрлангена, Читы, Рязани, С. Петербурга, Нижнего Новгорода, Тольятти, Москвы и Самары. Доктор Райнер Шталь начал свой доклад с воспоминания о том, что когда он сообщил своему отцу о решении стать пастором, тот ответил ему, что работая в церкви не возможно разбогатеть, но у церкви есть будущее. И доктор Шталь сказал, что он «сегодня в этом убедился».
Завершилась конференция праздничным богослужением с проповедью епископа Юли и концертом в уютном зале Самарской кирхи, где по-домашнему выступил хор общины, тепло прозвучали флейта (Анна Лазанчина), виолончель (Людмила Волкова) и орган (Анна Карпова).
В течение 2017 года в Кирхе будут ежемесячно проходить музыкально-просветительские вечера, посвященные теме Реформации.
Руководство Евангелическо-Лютеранской Церкви европейской России выражает благодарность и признательность администрации Губернатора Самарской области, Немецкому культурному центру им. Гёте, г. Москва, Международному Союзу немцев, Союзу Мартина Лютера и Всемирной Лютеранской Федерации за финансовую поддержку конференции.
P. S.: А постскриптум хочется использовать для удивительного дизайнерского решения логотипа юбилея Реформации: он вобрал в себя и портрет Мартина Лютера, и так называемую розу Лютера, его печать-факсимиле, ставшую символом лютеранства.
Валерия ИвановаМатериалы по публикации в «Свежей газете. Культуре», № 7 (115), 2017, Апрель, СамараВесь 2017 год в Самарской кирхе будут проходить мероприятия, посвященные этой дате. Ближайшее мероприятие состоится 19 мая в 18.30 — музыкальный вечер «Духовный стих М. Лютера Nun komm, der Heiden Heiland и хоральная обработка И.С. Баха».
Ждем всех желающих!