15 января Карельской государственной Филармонии исполняется 78 лет. В преддверии этой даты мы встретились с ее директором Ириной Устиновой и поговорили о том, что сегодня происходит за дверями здания на улице Кирова, 12, как и чем живут уникальные люди, работающие в одном из старейших творческих коллективов Карелии.
— Ирина Дмитриевна, поздравляю Вас и всех сотрудников филармонии с наступающим днем рождения! Говорят, что все новогодние концерты прошли с аншлагом, и это при том, что на город внезапно обрушился крепкий мороз. С чем Вы связываете такой ажиотаж?
— Во-первых, аншлаг на новогодних концертах — это уже тенденция, которой мы, конечно, рады. Но сложилась она не одномоментно и не внезапно: тщательная поэтапная работа всего коллектива филармонии, со своими взлетами и неудачами, в конце концов, дала положительный результат. Каждый год мы придумываем что-то новое — это относится и к самой концертной программе, и к интерьеру, в который мы зовем на праздник публику. Во-вторых, мы понимаем, что во время экономического кризиса не все могут позволить себе уехать на отдых куда-либо, но всем хочется провести новогодние каникулы так, чтобы это время запомнилось. А филармония предложила программы, практически, на любой вкус. В девяти концертах были представлены и детский музыкальный спектакль, и музыкальные хиты русского и зарубежного кинематографа в исполнении Симфонического оркестра, и самые эффектные номера из огромного репертуара оркестра «Онего», и, уже в начале января, Симфонический оркестр смикшировал в музыкальном коктейле любимые мелодии нескольких поколений, и, наконец, легендарные песни из зарубежных мюзиклов в сопровождении ансамбля «A-Jazz» представили публике солистка филармонии и приглашенный артист драматического театра. Не удивительно, что в такой ситуации интерес публики к филармоническим концертам возрастает. Ведь в Большом зале филармонии во время новогодних каникул проходили не только традиционные детские «ёлки», что присутствовало в большинстве учреждений культуры Петрозаводска, но и полноценные представления для взрослых.
— Однако, насколько я знаю, к детям у филармонии тоже отношение трепетное. Целый фестиваль для них организовали: «Концертино для юных талантов с большими артистами»…
— Этот фестиваль проходит в филармонии уже в третий раз, как правило, осенью — на старте нового концертного сезона. Главные участники проекта — дети, и мы всегда советуемся с директорами и преподавателями музыкальных школ о сроках проведения фестиваля. Концертино — замечательная идея, родившаяся в недрах нашего отдела музыкального просвещения. Ее автор — музыковед, начальник вышеупомянутого отдела Татьяна Талицкая.
Суть проекта состоит в том, чтобы ребенок, учащийся музыкальной школы или колледжа, попробовал себя в профессии музыканта среди уже состоявшихся артистов оркестра. Совместная работа в творческих проектах, взрослая ответственность за его результат очень много значат в судьбе будущих артистов. Это то, о чем невозможно рассказать на занятиях, но реально прочувствовать на совместных концертах, где все — во имя музыки и ради главного судьи — публики. В финале фестиваля, на концерте симфонического оркестра или на концерте оркестра народных инструментов «Онего», дети исполняют за одним пультом с профессиональными музыкантами часть концертной программы, и публика аплодирует их исполнительскому искусству. Это — их первый опыт серьезного осознанного музицирования.
Кроме того, на фестивале масса различных сопутствующих мероприятий: художественные выставки, литературные конкурсы, концерты.
— А вместе с детьми приходят их родители и, наверное, кроме подтверждения талантливости собственного ребенка, получают новые знания?
— Безусловно. Детский фестиваль — это еще и музыкальное просветительство, в какой-то мере даже воспитательный момент по отношению к родителям музыкальных детей. На концерте взрослые понимают, что дети играют серьезную музыку гениального композитора, о котором, может быть, они прежде не так много и знали, а вот теперь узнали и полюбили навсегда. Таким образом выстраивается целая цепочка эмоционального единения: музыка — педагог — ребенок — родители.
Вообще, традиции детских абонементных концертов сложились у нас много лет назад. Абонементы разные, в зависимости от возраста ребенка. Мы представляем публике детские концерты в диапазоне от 2 до 18 лет. Абонементы на осень раскупаются, как правило, еще весной. Нам приятно, что все больше родителей понимают значимость раннего разностороннего развития ребенка.
— Давайте перейдем от детства к более солидному возрасту. 78 лет Карельской государственной филармонии — возраст почтенный. Но сотрудники молоды не только по паспортным данным, но и душой. С каким настроением будете отмечать день рождения?
— Настроение у нас разное. С одной стороны, громадье творческих планов, и мы эти планы строим, несмотря ни на что. Но есть какие-то вещи, не всегда от нас зависящие, и они вызывают большие опасения. Не побоюсь об этом рассказать, но назревает глобальная проблема. Наше здание к столетию республики должно было встать на реконструкцию, но, в связи с известными событиями и сокращением финансирования федерально-целевой программы подготовки к юбилею Карелии, этого не случилось. Теперь непонятно, где будет филармония, скажем, через 3–4 года: ресурс здания фактически исчерпан. Необходимо начать хотя бы поэтапный ремонт, если нет денег на реконструкцию. На чьем «честном слове» до сих пор держатся системы тепло- и водоснабжения — на этот вопрос вам, наверное, не ответит никто. В ужасном состоянии окна, лестничные марши… (Окна в здании филармонии, бывшем Доме политического просвещения, 1969 года рождения. 48 лет даже по человеческим меркам достаточный стаж для ухода на заслуженный отдых. — Авт.)
Все это не может не портить настроение работникам еще и потому, что мы понимаем: с точки зрения творческого планирования коллектив делает очень много. Мы приглашаем лучших солистов, представляем такие программы, произведения из которых и в музыкальных столицах подчас не услышишь. Конечно, радость от общения с музыкой перекрывает негатив, но все-таки хочется, чтобы один из столпов, удерживающих Петрозаводск в статусе столицы региона — а именно так называют нашу филармонию — как-то был поддержан…
— Так, что же, день рождения — грустный праздник?
— Филармония — солидная женщина, и с годами научилась не грустить, любить жизнь — даже трудную — и радоваться ей. Но, в отличие от человека, любой бренд — а филармония, безусловно, бренд — с годами только приобретает достоинства. Много лет существует традиция празднования дней рождения Симфонического оркестра и Оркестра народных инструментов «Онего», а вот именины филармонии стали отмечать всего несколько лет назад. Четыре года дату 15 января обозначаем в нашей афише. Ведь Филармония — это не только оркестры, это коллективы и солисты, заслуженные артисты Карелии Сергей Контуашвили и Александр Онькин, молодая пианистка лауреат международных конкурсов Ксения Лубянцева, наши вокалисты лауреат международных конкурсов Валентина Каменская и Татьяна Азанова, и, конечно, заслуженный артист Карелии второй дирижер оркестра «Онего», баянист-виртуоз, мультиинструменталист Михаил Тоцкий.
— Сколько человек трудится в Филармонии?
— Сто восемьдесят шесть человек. Львиная доля их работает в оркестрах. Артистический состав — порядка 130 человек. Остальные занимаются сопровождением этой деятельности.
— Где берете кадры?
— Вопрос кадров — тема сложная. Готового сотрудника Филармонии, наверное, не выпускает ни один вуз. Хотя в Москве и Санкт-Петербурге учат на менеджеров в области культуры. В Филармонии без музыкального образования не обойтись. В тот же отдел музыкального просвещения мы берем в основном музыковедов. Они обязаны понимать, какого уровня должны составляться программы, поэтому большинство работающих там сотрудников — это музыканты. Есть и люди, которые приходят из других специальностей, окунувшись в мир музыки, становятся нашими сподвижниками и работают с нами.
Отдел по работе со слушателями — здесь особенно важно быть знатоком — занимается, в первую очередь, не продажей билетов, а представлением концертов публике. Работники первыми знакомят петрозаводчан с программой, и от того, насколько сами менеджеры тонко чувствуют произведение, насколько точные слова для публики они нашли, в конечном счете, зависит уровень продаж. Мы стараемся брать людей, хотя бы со школьным музыкальным образованием, а дальше многое зависит от внутренних качеств.
— Вы по профессии музыковед?
— Да. Первое высшее образование получила в петрозаводской консерватории по специальности музыковедение. Позже окончила институт экономики и права. Но на этом не остановилась: «за плечами» еще Президентская программа подготовки управленческих кадров.
— Экономическое образование помогает?
— Конечно. Директору такого крупного учреждения ежедневно приходится окунаться в хозяйственную рутину. Ведь от моих решений во многом зависят финансы, кадры… Это важно.
— О финансовой ситуации в филармонии можно спросить накануне праздника, или это совсем грустно?
— Ситуация непростая. Наш бюджет сокращается не первый год, но не мы одни в таком положении. Понимаем, что финансирование отрасли культуры за последние три года сократилось почти в два раза, и, на мой взгляд, это почти катастрофа.
Нас все время просят потерпеть. Мы народ терпеливый, все понимаем. Но когда режут и фонд оплаты труда, становится сложно. В таких условиях мы стали намного больше зарабатывать, но обидно, что все средства уходят не на повышение зарплаты, а на удержание ее хотя бы на уровне прошлого года. В конечном итоге зарплата у нас все равно остается недостойной.
Ведь музыкант — это «штучный товар», и если мы потеряем артистов оркестра сегодня, завтра их заменить будет некем. Чтобы стать полноценным артистом оркестра, начинать обучение надо еще в детстве, в музыкальной школе, потом колледж, консерватория, но и это еще не все. Нужно много лет учиться оркестровой и ансамблевой игре, а это не каждому дано. И вот такой профессионал получает заработную плату 14 000 рублей в месяц…
— Люди уходят?
— Уезжают. Эта тенденция длится второй год подряд, и очень нас пугает. Кстати, та же ситуация и в других учреждениях культуры Петрозаводска. Наш симфонический оркестр воспитал очень хороших музыкантов, которые пришли сюда, окончив консерваторию. Кто-то пять, кто-то десять лет проработал, стал полноценным артистом и уехал в другой регион, потому что там предложили большую зарплату, различные компенсации по аренде жилья и так далее.
Мы же внутри учреждения должны проводить оптимизацию. Но сегодня у нас итак штат недоукомплектован. Нет режиссера, системного администратора и многих других специалистов. Мы стараемся обходиться без них. Но не всегда экономическая теория срабатывает в культуре.
— Вот здесь, пожалуйста, поподробней.
— Приведу пример. Если 100 лет назад композитор написал произведение для симфонического оркестра, в исполнении которого участвуют 80 музыкантов, то на сцену должны выйти 80 музыкантов и сегодня, и 200 лет спустя. Ну, не может Ленинградскую симфонию исполнить самый виртуозный струнный квартет. Экономически содержание четырех артистов квартета, конечно, выгоднее, чем содержание симфонического оркестра, но музыка, ради которой, собственно, и нужен и квартет, и оркестр — умрет. Казалось бы, очевидные вещи: нельзя оптимизировать триптих Ильи Глазунова до одного живописного полотна, нельзя оптимизировать балет «Лебединое озеро», оставив там только Одетту и убрав Одиллию, нельзя оптимизировать число музыкантов симфонического оркестра, но из года в год мы получаем рекомендации об оптимизации. Культура — это та сфера, которая оптимизации не подлежит. Или совсем отказываемся от музыки, живописи, театра, литературы (Представила себе оптимизированную до одного тома «Войну и мир». — Авт.), или оставляем в полном объеме. Или совсем убираем творческий коллектив, или соответствующим образом исполняем функцию поддержания работы этого коллектива. По-другому быть не может.
Возвращаясь к проблемам филармонии, скажу: сокращать кого-то из солистов нельзя. Их не так много работает, и они обеспечивают нам порядка 180 концертов — нагрузка огромная. Мы понимаем, что должны зарабатывать. Зарабатываем. Но получается, что собственными усилиями, увеличивая доход, мы просто затыкаем очередную прореху в бюджетном финансировании.
— Как зарабатываете деньги?
— Основной доход — это концерты. У нас несколько видов концертов: выступления собственных коллективов на наших и на выездных площадках, и концерты прокатные, когда приезжают артисты из других регионов. Львиную долю доходов составляют концерты Симфонического оркестра. Чуть меньше зарабатывает Оркестр русских народных инструментов «Онего». Хорошую прибавку дают джазовые коллективы. Петрозаводск любит джаз.
Отдельный вид заработка — концерты, которые дают наши солисты. У них огромный план на год: выступления на выездах, в школах, в детских садах. Наши артисты и музыковеды приезжают в школы районов республики, в залы домов культуры. Хотя, это непросто.
Мы очень благодарны за то, что в 2014 году при содействии Елены Богдановой, тогда она была министром культуры Карелии, нам подарили микроавтобус. Он облегчил наши выезды и сэкономил деньги на транспорт.
— Петрозаводская публика изменилась за те шесть лет, которые Вы возглавляете Филармонию?
— Филармоническая публика — это особенные люди, и я, кроме как с почтением, о ней говорить не могу. Если рисовать групповой портрет наших слушателей, то, в основном, это те люди, которые влюбились в музыку еще в юности и сохранили ей верность в течение всей жизни. Своих постоянных поклонников мы знаем в лицо, и считаем личными друзьями. Есть и новая публика, чему мы очень рады. Таких новых молодых слушателей становится из года в год все больше.
С 2012 года мы установили программу электронной кассы, которая позволяет не только учитывать продажу билетов, но и вести базу данных наших слушателей. Так вот, мы можем с гордостью заявить, что постоянными слушателями Карельской филармонии являются больше десяти тысяч жителей Карелии.
— Именинникам позволительно все. Чем хочется еще похвастаться?
— Начнем с того, что в 2016 году Филармонии удалось значительно обновить парк музыкальных инструментов Симфонического оркестра. Это, наверное, одно из самых значительных и позитивных событий за последние годы. Компания Роснефть при содействии Главы Республики Карелия Александра Петровича Худилайнена выделила нам благотворительную помощь, в результате чего мы на 70 процентов обеспечили новыми духовыми музыкальными инструментами симфонический оркестр.
А из творческих достижений — в прошлом году Симфонический оркестр Карельской филармонии выступил в большом зале Петербургской Филармонии — это весной. А в декабре 2015 года наш Симфонический оркестр впервые выступил в концертном зале Мариинского театра! Оба концерта прошли с аншлагом. (Поясню для еще не до конца филармонической публики. Для музыкантов всего мира возможность выступления в определенном концертном зале — это высшее признание профессиональных достижений. Например, можно просто упомянуть, что этот артист или коллектив выступал в Лондонской филармонии, или в Мариинском театре, или в филармонии Санкт-Петербурга — и ваш профессионализм не будет требовать иных подтверждений: вы на музыкальном Олимпе. — Авт.)
— Планы в наступившем году?
— Традиционно весной пройдет фестиваль «Онего-классик». Приедет Мариус Стравинский, бывший дирижер нашего оркестра. Ждем в гости замечательный дуэт — виолончелиста Александра Рамма и пианистки Анны Одинцовой, хор «Воронежские девчата», который выступит совместно с оркестром «Онего». Снова будут гастроли в Мариинку.
Сейчас мы надеемся, что нам удастся вписаться в проект «Большая опера», который идет на телеканале «Культура». Постараемся сохранить фестиваль «ХХ век с Вадимом Холоденко». В общем, планов, как всегда, множество.
— Говорят, что музыкант — это не профессия, это — образ жизни. Вы согласны с этим?
— Музыка для меня — все. У меня дома есть фортепиано, и я в любой момент могу сесть и поиграть для себя, не представляю свою жизнь без такой возможности. Большинство концертов, которые проходят в Филармонии, я посещаю, потому что уже не могу прожить без слуховых музыкальных впечатлений. Это какое-то сумасшествие. Езжу на концерты в Петербург. И не я одна такая у нас в филармонии.
Наверное поэтому у нас люди не работают «от и до», а живут миром музыки. И когда к нам приходит новый сотрудник, быстро становится понятно, впишется ли он в нашу давно сложившуюся систему ценностей.
Если музыка ему чужда, то он будет относиться к своим обязанностям формально, и, скорее всего, сам поймет, что не сможет работать. У нас были такие случаи.
— Что пожелаете своим коллегам?
— Я желаю им, несмотря на все наши финансовые трудности, оптимизма, хорошего настроения, семейного счастья, понимания близких, которым мы не всегда может уделить достойное внимание из-за плотного графика работы. И, конечно, творческого вдохновения, без которого невозможна наша жизнь.
Да пребудет с вами Муза, и пусть Карельская филармония продолжит дарить людям прекрасное и вечное Искусство.
Автор материала: Елена Архиповаkarelinform.ru