Александр ЧУБАРОВ: Хороший дирижер сегодня — и учитель, и менеджер

Добавлено 29 октября 2015 muzkarta

Вятская филармония

Главный дирижер рассказал, как это — руководить сразу двумя оркестрами и как заслужить авторитет у студентов и взрослых музыкантов

В этом году у Александра Чубарова, заслуженного артиста РФ, главного дирижера Вятского оркестра русских народных инструментов имени Ф. Шаляпина и бессменного руководителя оркестра колледжа им. Казенина, очень много знаменательных дат.

60 лет со дня рождения, 35 лет — в Кирове, 30 — вместе со студенческим оркестром и 15 — с оркестром Вятской филармонии. Одни пятерки, шутит Александр Николаевич. С них-то все и началось: в школе он был отличником, в музыкальном училище — тоже, в консерватории — студентом, жаждущим музыки. А в студенческом оркестре сегодня он сам строгий учитель, и сам теперь «заражает» пятерками других. Нет, не криками и не наказаниями. Своим профессионализмом.

26 сентября в филармонии с большим успехом прошел юбилейный концерт, а в начале октября будет несколько выступлений со студенческим оркестром. Так что репетиции идут друг за другом. Мы попали только на одну из них, в колледже музыкального искусства.

— Да, у нас получается несколько выступлений в начале сезона, 1-го октября — для музыкальной школы № 1, где с нашим оркестром будут играть ученики школы и уже состоявшиеся музыканты, а 2-го числа сразу 2 важных концерта — оба ко Дню учителя.

Александр Николаевич, Вы не из Кирова… Откуда Вы?

— Из Украины, папа был военный. Я родился в Чернигове, там учился в школе, потом поступил в музыкальное училище, а в консерватории учился в Нижнем Новгороде.

А как в Кирове оказались?

— У меня супруга отсюда, мы поженились в консерватории на 5 курсе и по распределению приехали в Киров. Могу смело сказать сейчас, что уже прижился.

Раз инструменты в ваших оркестрах русские народные, то и произведения вы только народные играете?

— Нет, нет. Сейчас настолько все универсально! Оркестр народных инструментов исполняет не только народную музыку. Репертуара специально для народных инструментов, вы понимаете, не так много. Мы учимся на классике — зарубежной, русской, конечно, на той, которую можно сыграть. Все сыграть нельзя, мы же не симфонический оркестр. А вот то, что хорошо перекладывается, нам помогает.

Чем тогда отличаются ваши оркестры от других?

— Звучанием! Сами по себе наши русские инструменты: домра, балалайка, гусли, баян очень богаты по звучанию. А когда они играют вместе — это уникальное сочетание! Я уверен, оркестр русских народных инструментов — гениальное изобретение Василия Андреева, основателя оркестра. Он не зря отдал всю жизнь своему делу. Где бы мы ни играли, впечатление всегда одинаково сильное! Когда просто знаешь, что есть такой оркестр, это одно, а когда слышишь живое звучание в концертном зале, совсем другое. Сегодня на репетиции мы еще только разбираем программу, это еще не концерт. Но скоро всё зазвучит по-другому, и я уверен, что впечатление от звучания будет очень позитивным. Если хорошо, качественно сделано, реакция у публики одинаковая — эмоционально сильная.

Вы сказали, в оркестрах есть уникальные инструменты. Какие?

— Балалайки, домры, гусли, клавишные, баяны. Где мы их достаем? Покупаем. Но, к сожалению, у нас инструменты не слишком высокого качества, отличные стоят дорого, очень дорого…

Насколько студентам сложнее научиться играть на народных инструментах?

— Не сложнее, чем на любом другом инструменте. Чтобы хорошо научиться играть, нужен труд. И способности. В основном труд. Если видно, что человек работоспособный, он далеко пойдет. Да, задатки должны быть, но это далеко не самое главное.

А Вы можете разглядеть, кто будет играть дальше в жизни? Как понять, кто останется в оркестре?

Нет, это сложно. В жизни по-разному бывает. Есть очень талантливые ребята, которые бросают и не играют. Есть те, которые учились средненько, но стали очень хорошими преподавателями, и мы от них отличных выпускников получаем. Конечно, есть такие, по которым сразу видно — талант. Но таких ведь не много…

А Вы сами как учились?

— В школе и училище отлично. В консерватории не так добросовестно, были и четверки. Но мне самому с педагогами повезло: в консерваторию я поступил по совету преподавателя, в школе и училище у меня были очень хорошие учителя… Вот так и пошло-поехало…

Александр Николаевич, на чем играли или играете?

Я играю на баяне. А в консерватории еще получил вторую квалификацию «дирижер оркестра».

Как часто сейчас удается за баян сесть?

— Не часто и только дома, когда разбираю новые произведения. К сожалению, на публике не играю — времени нет. Два оркестра, знаете ли, это совсем не просто! Причем та работа, которую вы видите здесь на репетиции, занимает одну десятую часть того, что нужно проделать для того, чтобы эту репетицию провести: придумать программу, найти и приготовить ноты, выучить самому сначала, расписать, переложить. И это с одним коллективом, а есть еще второй. Мало того, что я выучить должен, так я еще должен найти точки, где мы будем играть. Кроме того, и учебный оркестр тоже должен деньги зарабатывать. Профессия дирижер, особенно в наших условиях, когда не мне концерты находят, а я их сам ищу, еще и в профессию менеджера, можно сказать, превращается. Не спорю, где-то в других оркестрах по-другому, а у нас — так. Всего за год у двух оркестров более 50 выступлений получается.

Александр Николаевич, в чем ваша отдушина?

— Летом дача и автопутешествия, зимой — лыжи и бассейн.

А на чем держится ваш авторитет в двух больших оркестрах?

— Надо было у ребят спросить (улыбается).

Но за 30 лет вы наверняка поняли, как нужно руководить, чтобы уважали?

— Сочетание кнута-пряника, наверное! Но самое главное, нужно по-доброму к людям относиться, не быть злым. И важно быть профессионалом. Если я буду посредственностью, меня никто слушать не станет, я не смогу произведение сделать так, чтобы оно звучало, чтобы его было интересно слушать, чтобы его было интересно играть. Получается, я таким вещам уже научился… Раз ребята меня слушаются, могут где-то и потерпеть, снести мои строгости.

Вы — строгий руководитель?

— Да, но понимаю прекрасно, что одним криком ничего не добьешься, это бесполезно. Хотя и слишком мягким я тоже быть не могу. При коллективной работе должна быть хорошая дисциплина, иначе успеха не будет…

Успеха и удачи Вам! Ольга Величко

www.ikirov.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору