Еженедельник «Аргументы и Факты» № 5. АиФ-Алтай 02/02/2011«Не могу назвать точную дату, но то, что я буду петь оперу на большой сцене -это совершенно точно», — уверенно говорит недавний выпускник новоалтайской Детской школы искусств по классу трубы и бывший студент экономического факультета АлтГУ. Ныне пятикурсник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, лауреат множества международных конкурсов, лауреат «президентской» премии по поддержке талантливой молодежи 2010 года Александр ГЛАДКОВ — гость нашего номера.
Молодые дарования Гладков и Хренников
— Александр, у тебя очень «музыкальная» фамилия…— Не продолжайте! Первый вопрос, который слышу при знакомствах в Москве и на музыкальных конкурсах: вы композитору Гладкову кто? Но ни к роду Геннадия Гладкова (автор музыки для к/ф «Джентельмены удачи», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Человек с бульвара Капуцинов», «Убить дракона»; м/ф «Бременские музыканты», «Малыш и Карлсон» и мн.др., -прим.ред.), ни к роду Григория Гладкова (автор музыки к м/ф «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег» и мн.др.- прим.ред.) я никакого отношения не имею!
Я из обычной новоалтайской семьи, мы просто однофамильцы. Но бывает очень забавно… Перед Новым годом меня и еще одного студента, только с композиторского отделения, пригласили на расширенный Ученый совет консерватории для вручения дипломов Всероссийского конкурса «Молодое дарование России».Собрание представительное, приехал министр культуры Авдеев…
Объявляют: награждаются Гладков и Хренников! У половины присутствующих — онемение: эти композиторы — молодые дарования? Но композитор, и то будущий, из нас двоих только Тихон — внук того самого советского композитора. Чтобы путаницы не было, ему всегда приходится писать: Тихон Хренников- мл.
Из университета — в колледж
— Как можно было, получив первоначальное музыкальное образование по классу трубы, оказаться на вокальном факультете Московской консерватории?— Зигзагообразно (смеется). С трубой я познакомился неосознанно. В Новоалтайск в один прекрасный день из Казахстана переехал Олег Майоров и организовал в ДШИ № 2 народный духовой оркестр. Это для города было внове, и мама привела меня туда за руку. Признаюсь, несколько раз пытался «сбежать», потом втянулся, потом полюбил и музыку, и трубу, и считаю Олега Юрьевича свои первым музыкальным отцом. «На трубу» вообще-то учатся 5 лет, но я учился семь — не хотелось расставаться.
Несколько раз мне пришлось спеть под аккомпанемент нашего оркестра — от деда Василия Денисовича передались кое-какие певческие способности — и таким образом меня заметила Светлана Логинова, руководитель в то время вокальной, а ныне народной, студии «Сольвейг». Убедила заняться классическим вокалом. После школы поступил в классический университет, и был всем доволен абсолютно.
Интересная учеба, друзья-товарищи, хобби, дающее «широкую известность в узких кругах» и возможность принимать участие в конкурсах — внимание и аплодисменты любому человеку приятны… Но после нескольких небезуспешных выступлений на конкурсах в Москве некоторые серьезные музыканты и мой педагог стали убеждать меня заняться исключительно пением… Ну и убедили, за что огромное спасибо!
— Но трудно, наверное, было так резко сменить вектор движения?— Ну, молодежь-то на подъем легка. Родителей труднее было убедить, что стоит попробовать, но и по прошествии времени многие мои новоалтайские и вообще алтайские знакомые меня не понимают. Зачем, мол, с места сорвался, получил бы «основательную» профессию, потом бы пел на досуге в свое удовольствие. Отвечаю: профессия оперного певца — основательная и самодостаточная. Даже будучи студентом, и уже студентом женатым, не состоя в штате ни при каком театре, я, тем не менее, не сижу на шее родителей. А в приличных театрах зарплата сейчас приличная (смеется).
В «консе» 600 претендентов на 15 мест
— А лауреатства в нескольких конкурсах даже всероссийского статуса достаточно для поступления в консерваторию?— Конечно, нет. Там на это и не смотрят. После первого прослушивания мне сказали: голос хороший, способности есть, но не наш уровень, а вот в колледж, при консерватории, на кафедру академического пения — пожалуйста. Тут, признаюсь, меня внутренний голос грыз: в университете уже два года отучился, а теперь идти в колледж? Ну… попросил замолчать. В колледже у меня был гениальный педагог — профессор, народный артист России Борис Николаевич Кудрявцев. Через год — вообще-то в колледже учатся четыре — он мне сказал: можешь идти в «консу» (так свои называют консерваторию), и это был вызов.
Тем летом жара в Москве была сумасшедшая, наше общежитие почти в центре города — как на раскаленной сковородке, даром в обиходе называется «Мерзляковка»…Набор на специальность -15 человек, берут с каждого голоса -бас, баритон, сопрано и т. д.- по три человека, а в первом туре -600 абитуриентов… Поступил как в тумане.
— Про процесс обучения в обычном вузе знают все: лекции, семинары, коллоквиумы, сессия, экзамены: тянешь билет с вопросами, отвечаешь. В консерватории как это выстроено?— Так же, если речь идет об общеобразовательных предметах. Но их, конечно, меньше, чем в обычном вузе, и с каждым курсом становиться все меньше в пользу увеличения часов по специализации. У вокалистов после каждого семестра специальный экзамен. После первого, к примеру, нужно исполнить вокализ и произведение с текстом, потом программа усложняется. С третьего курса обязательны два вокальных экзамена — камерное пение и оперное сольное. В обязательном порядке — два курса актерского мастерства.
Обучение в консерватории также предполагает посещение «профильных» театров, спектаклей. Это не является обязанностью, но как нельзя изучать литературу, не читая книг, так нельзя постигать оперное искусство, не видя того, что происходит на большой сцене.
Эх, итальяно…
— Оперный репертуар предполагает владение не одним языком, много учите?— Как основной у нас идет итальянский — все 5 лет в обязательной программе. Но это пока мое слабое место, в том смысле, что единственная четверка, которая «затесалась» в зачетке, — по итальянскому.
— Жестоко со стороны преподавателя…— Для меня отметка не столь важна, как знание предмета. Я знал, что нужно сделать, чтобы получить «отлично», но не сделал в полном объеме, поэтому отказался от любезного предложения преподавателя «не портить зачетку». Время исправить есть.
-Если помышлять о карьере оперного певца, что подразумевает и гастроли, то нужно, наверное, прилично знать и международный язык, имею в виду английский.— Английский и французский идут факультативно, но времени на это у меня совершенно нет. Но как только четко пойму, что мне нужен английский, — освою в необходимых пределах, благо, база со школы и учебы в «универе» осталась. Главное, чтобы мотивация была… В сентябре 2010 г. я был приглашен принять участие в конкурсе Бибигуль Тулегеновой, который проходит в Казахстане в честь их заслуженной и очень уважаемой певицы.
По условиям конкурса к исполнению был обязателен романс на казахском языке, причем, по выбору стороны организаторов. Две недели с казахскими студентами в консерватории мы «мучили» этот романс и друг друга. Но результат того стоил (смеется). Помимо премии 2 степени на конкурсе мне вручили спецприз за лучшее исполнение на казахском языке! Очень приятно. Вообще, по негласному правилу, опера исполняется на языке оригинала. Т. е. если «Евгений Онегин» — русское произведение, то и китайцы должны петь ее на русском, и к этому нужно быть готовым.
Дольше спишь — лучше звучишь
— Инструмент певца — голос. Как храните?— Для вокалистов самое главное — сон. Не выспался — голос не звучит, поэтому у нас занятий раньше 10 часов нет, а чем старше курс — тем позже они назначаются. Многие наши «кутаются»: не дай Бог, холодного воздуха глотнуть, простыть. Но мне с самого начала дали совет: готовься к худшему- и я смело пил холодные напитки, без опаски ел мороженое, в общем, закалился, помогает (тьфу, тьфу). Но есть, конечно, общие ограничения: никакого табака, спиртного, семечек…
— За что могут отчислить из консерватории?— Теоретически за профнепригодность и неуспеваемость. Но поскольку отбор изначально жесточайший, такие случаи исключительны. Вообще, какой смысл поступать куда-либо, если ты не нацелен на достижение результата?
— Как ты видишь свое будущее?— Программа-минимум — успешно закончить 5 курс и поступить в аспирантуру. Кандидатскую вокалистам защищать не требуется, но это дополнительное время для шлифовки мастерства, прежде чем претендовать на выход на сцену большего театра, чем театр при консерватории. А я буду петь на большой сцене обязательно.
— Тебя не смущает, что оперное искусство — это искусство для довольно ограниченного круга ценителей?— Миллионы людей нашли себя в профессии, самозабвенно занимаются своим делом, и что же: они страдают потому, что их ценят только в родном коллективе или городе? Конечно, любая творческая профессия предполагает публичное признание, но значит ли, что оно должно быть «вселенским»? Не думаю. Есть, к примеру, московская оперная певица Хибла Герзмава, мировая величина.
Она авторитетна в оперном мире и ожидаема на лучших сценах мира, не меньше, чем Анна Нетребко, имя которой известно многим-многим россиянам благодаря ее регулярному «присутствию» в светских новостях и глянцевых журналах. Но это выбор каждой из них. Вот Николай Басков тоже сделал свой выбор, но, как я слышал, «оперные» ему почему-то сочувствуют, а не завидуют. В общем, каждому свое.
Как из «Космоса» попасть в Ла Скала?
-А больший театр — это Большой?— Совсем не обязательно. Большой театр в последние годы испытывает определенные трудности, живет по большей мере на былой славе, но сегодня есть немало других очень достойных оперных театров. Вообще, предел мечтаний любого оперного исполнителя — Ла Скала, это такая лакмусовая бумажка. Человек может считать себя признанным мировым певцом, только если он спел в Ла Скала. Но это просто для информации, а моя цель ближайших лет — отточить мастерство, чтобы выйти на большую сцену и спокойно работать. Чтобы можно было прежде всего сказать самому себе: ты делаешь это хорошо. А дальше будет видно.
— Александр, тебе уже не раз говорили «ты делаешь это хорошо», в том числе уважаемые члены жюри различных международных конкурсов. А чье признание тебе особенно дорого?— Моих родителей, которые в меня верят, которых я пока не разочаровываю, и думаю, не разочарую впредь. Моих педагогов. Тех моих земляков, которые знакомы с моим творчеством. При наличии времени никогда не отказываюсь от приглашений выступить на мероприятии в крае — открытие ли это турзоны «Бирюзовая Катунь» или инаугурация губернатора, или другое.
Признаюсь, в прошлом году, узнав, что всероссийские Дельфийские игры будут проходить близко от места учебы, то есть в Подмосковье, сам буквально напросился принять в них участие от Алтайского края. Завоевал Серебряную медаль в номинации «академический вокал». По факту стал лауреатом премии по поддержке талантливой молодежи. Эта премия российского уровня, установленная указом Президента Р Ф, но награду получал из рук Александра Карлина, и не лукавлю — это было лестно и приятно. А вот будучи сейчас дома, на каникулах, выступил на сцене родного ГЦК «Космос» — и тоже этому рад: энергетика малой родины — не миф…
Но буду еще больше рад, если причастные к культуре краевые чиновники поймут, что у Алтайского края будет тем больше поводов гордиться, чем активнее они будут помогать раскрываться местным молодым талантам. Знаете, обидно, приезжать каждый год домой и видеть, что практически ничего не меняется: культура держится преимущественно на энтузиастах. Многие директора ДК, подобно директору нашего КДЦ «Космос» Елене Мовенко, как использовали «подручные материалы», чтобы оформить проведение очередного массового мероприятия, так и используют.
Руководители детско-юношеских коллективов как ходили с «протянутой рукой», чтобы вывезти кого-либо из воспитанников на престижный конкурс, так и ходят… Это же не дело, когда победители краевых Дельфийских игр не могут воспользоваться заслуженным правом принять участие во Всероссийских, потому что нет средств на поездку… Но, тем не менее, выступая сейчас перед местной публикой, я хочу, чтобы мои небесталанные юные земляки и землячки поверили, что и для рожденного в «провинции» открыты многие дороги.
— Ты считаешь, что нет ничего невозможного?— Убежден, что если не мечтать о невозможном, то вряд ли и возможное случится. Но к мечтам должны «прилагаться» серьезные усилия, работа над собой, инициативность, и, если угодно, смелость рискнуть. Можно быть трижды талантливым, но если просто ждать, когда кто-то это оценит и воздаст тебе по способностям, велик риск вовсе остаться незамеченным.
Светлана ЛЫРЧИКОВА