Первый Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева пройдет в Москве с 27 марта по 1 апреля 2015 года, в Доме музыки. В преддверии конкурса знаменитый пианист, художественный руководитель конкурса Александр Романовский подробно рассказал «Музыкальному Клондайку» о том, как проводился отбор участников, почему конкурс переехал в Москву, и о многом-многом другом.
— Александр, Ваше отношение к тому, что конкурс переехал в Москву? Почему, кстати, он стал Первым? Тот, что был в Харькове, навсегда остановился на цифре «11»?-Конкурс никуда не переезжал, просто актуальная ситуация на Украине подтолкнула нас к созданию конкурса в Москве. Мы не могли позволить, чтобы опять, как всегда, в первую очередь страдали дети, чтобы они лишились возможности показать себя и соприкоснуться с настоящей сценой, чтобы дело Владимира Всеволодовича — то, чему он себя посвятил, во что верил, вдруг прервалось. Глубина трагедии на Украине неописуема, и самое страшное — это то, что неизвестно, как долго эта война будет продолжаться, и когда в Харькове снова будут необходимые условия для проведения международного мероприятия такого масштаба. При этом дети, которые не имеют возможности выступать сегодня, не смогут больше это время вернуть. Поэтому и родилась идея основать новый конкурс в Москве. Никому не нужно объяснять, насколько родным и близким был этот город для Владимира Всеволодовича. В то же время Москва отвечает ему взаимностью, об этом говорит тот факт, что на призыв Владимира Спивакова и Татьяны Тарасовой откликнулись Сергей Собянин и правительство Москвы. В кратчайшие сроки благодаря слаженной работе Дома Музыки и департамента Культуры города Москвы было сделано все, чтобы конкурс прошел уже в этом году на высочайшем уровне, за что я им искренне благодарен.
— По Вашему мнению, изменился ли статус конкурса в связи с его новым рождением? Стал ли он более привлекательным для участников?
-Этот конкурс будет достоин имени Владимира Крайнева. Наша главная цель — воплотить те человеческие качества, которые он ценил больше всего — честность и самоотдачу в своей работе. Наши участники будут выступать на сцене Дома музыки, это современнейший концертный зал мирового уровня, вместе с Национальным Филармоническим Оркестром России, с которым считают за честь выступить самые выдающиеся мировые звезды. Они смогут почувствовать себя настоящими артистами, попробовать ту жизнь, которая их ожидает в будущем, если они будут правильно развивать свой талант. Мы уже сейчас договариваемся о выступлениях наших участников после конкурса. Отслеживая их на протяжении почти полугодия — ведь после видео-отбора мы проехали несколько стран, чтобы прослушать вживую и познакомиться с участниками — мы вникаем в конкретные ситуации и будем целенаправленно помогать во всем, в чем нуждается каждый талантливый ребенок. С такой же целью мы приглашали наших членов жюри, чтобы, выступая на конкурсе, участник попадал в фокус сразу нескольких людей, которые, возможно, могут сыграть важную роль в их будущем развитии: от руководителей вузов, до продюсеров и влиятельных музыкантов. При этом публикация всех оценок жюри дает участнику полную картину того впечатления, которое произвела его игра на каждого из членов комиссии.
-В каких регионах и городах проходили предварительные прослушивания?-Мы начали наши прослушивания в Токио, после чего были Пекин, Москва и Ганновер. При этом я очень рад, что среди участников из России есть ребята из самых разных регионов, включая Урал, Сибирь и юг России, и, если сегодня из-за их немногочисленности было проще привезти этих ребят в Москву, то в будущем мы планируем проводить как предварительные прослушивания, так и концерты победителей по разным регионам России. На сегодня конкурировать с нашим детским музыкальным образованием могут только страны Азии, поэтому мы с большим интересом наблюдаем за тем, что происходит прежде всего в Японии и Китае. Во многом их успех обеспечен благодаря необыкновенному вниманию со стороны государства к вопросам воспитания детей, но также и тому, что в этих странах работают многие представители русской школы, и для их работы созданы очень хорошие условия.
-Как отбирали участников во время прослушиваний? На что прежде всего обращали внимание члены Отборочной комиссии?
-За две недели членами комиссии была проделана огромная работа, и я очень всем благодарен, в первую очередь Владимиру Овчинникову и Леониду Маргариусу, на которых легла большая часть этой тяжести. Конечно, когда встречаешь талант, всегда радуется душа, однако одного этого недостаточно. Очень важно распознать весь тот набор качеств в еще маленьком человеке, которые позволят ему развить заложенные в нем возможности. Поэтому, конечно же, чтобы оценить потенциал ребенка в будущем, мы принимали во внимание и возраст, и характер, и умение преодолевать себя на сцене.
-Приедет ли в Москву директор Харьковской музыкальной школы Валерий Николаевич Алтухов? -Мне было бы очень приятно увидеть его в Москве. Мы неоднократно приглашали Валерия Николаевича, и я надеюсь, что его занятость все-таки позволит ему приехать в марте на конкурс.
— Планируете ли проводить в рамках конкурса круглые столы или мастер-классы для участников?-Нашим юным участникам обязательно предоставим возможность пообщаться с выдающимися музыкантами, которые приедут на конкурс. Кроме того, некоторые из членов жюри проведут серию мастер-классов в перерыве между турами.
-Будут ли вручаться какие-то особые призы, например, «Приз зрительских симпатий»?-Я считаю мнение публики исключительно важным в нашем деле, поэтому мы уделили особое внимание тем, кто будет следить за конкурсом как в Москве, приходя на конкурсные прослушивания в Дом музыки, так и из дома, по интернету. Все материалы и выступления на предварительных прослушиваниях были уже опубликованы, и любой желающий может их посмотреть, чтобы познакомиться с нашими участниками, узнать оценки комиссии. Во время конкурса будет осуществляться высококачественная онлайн трансляция всех конкурсных событий, нас ждут интересные репортажи и интервью. И, конечно же, наши слушатели смогут выразить свои предпочтения, по результатам которых будет вручена премия публики. Кроме того, ряд друзей конкурса, среди которых есть и ученики Владимира Всеволодовича, так же, как и наши партнеры и спонсоры, учредили ряд специальных премий, среди которых я бы особенно хотел выделить премии для педагогов ребят — победителей.
-Кто оказывает поддержку Первому конкурсу? Планируются ли, как раньше, выступления лауреатов и победителей на знаковых площадках Москвы — в Большом зале консерватории или в Концертном зале им. П. И. Чайковского?
-Конкурс организуется и проводится правительством Москвы. Прежде всего, сама идея конкурса смогла реализоваться и получить такой мощный старт благодаря личному участию Татьяны Анатольевны Тарасовой и Владимира Теодоровича Спивакова, а также благодаря тому, что в правительстве города Москвы нашлись такие люди, как Леонид Печатников, вице-мэр и председатель оргкомитета конкурса, Наталья Дрожникова, начальник управления департамента культуры города Москвы, которые приняли конкурс близко к сердцу. Мы тесно сотрудничаем и с Московской филармонией. Евгений Баранкин, Председатель экспертного совета филармонии и ближайший друг Владимира Крайнева, входит в оргкомитет конкурса, поэтому я уверен, что выступления наших участников в лучших залах Москвы не заставят себя долго ждать. Оказывают нам поддержку также Благотворительный Фонд Владимира Спивакова и Владимира Крайнева, которые играют большую роль в жизни многих из наших участников.
-Александр, Ваши ожидания от конкурса?-Самое главное — чтобы жизнь наших участников изменялась к лучшему, и конкурс задавал им верный настрой по жизни. С другой стороны, я надеюсь, что люди в зале, которые придут послушать этих неординарных детей, не смогут уйти не потрясенными.
Беседу вела Ирина ШЫМЧАКФото из личного архива Александра РОМАНОВСКОГОа также со страницы конкурса
facebook.com/krainevpianohttp://www.muzklondike.ru/announc/139