Александр Сладковский: «Из Казани обновлять картину музыкальной истории особенно интересно»

Добавлено 23 мая 2017 muzkarta

Александр Сладковский (дирижер), Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан

«Люди, которые часто посещают концерты, любят сетовать на чрезмерную репертуарность того же Малера и того же Рахманинова», — пишет художественный руководитель ГСО Р Т Александр Сладковский и объясняет, что меломаны не всегда улавливают контекст, который объединяет двух выдающихся композиторов. Перед началом рахманиновского фестиваля «Белая сирень» Сладковский в своем материале на сайте «БИЗНЕС Online» рассказывает о важности чувства связанности у художников и творцов.

В этом сезоне Государственный симфонический оркестр играет Рахманинова, достигнув зенитного возраста: оркестру исполнилось 50 лет

«РАХМАНИНОВ — АВТОР МОЩНЫЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО БЕЗГРАНИЧНЫЙ И ОДНОВРЕМЕННО ТРАГИЧЕСКИЙ»

Наступление мая означает, что подходит время очередного фестиваля музыки Рахманинова «Белая сирень». Казалось бы, Рахманинов — композитор известный, если не сказать популярный. Его симфонии, симфонические картины вроде «Острова мертвых» и фортепианные концерты — отнюдь не новинка на академической эстраде. Впечатление, что его музыка не нуждается в каком-то новом толковании, не то чтобы обманчиво. Даже далекий от музыки человек назовет произведение, которое слушают молодые герои известного советского фильма «Весна на Заречной улице» по радио: Второй концерт для фортепиано с оркестром.

И все-таки не бывает такого, чтобы в хорошо известном классическом тексте не было вещей, которые не приходилось бы открывать заново. В музыке это происходит так же, как и в случае перечитывания нами, скажем, романа Толстого «Война и мир» или гоголевских «Мертвых душ». Всегда открывается что-то, чего раньше не замечалось. В материале, который ранее казался проходным, вдруг начинает просматриваться глубокий смысл. «Меняется весь мир вкруг человека, ужель один недвижен будет он?» — писал Пушкин. Снова и снова обращаться к чему-то в музыке, в литературе, в поэзии — значит следить за теми изменениями, которые происходят и в нас самих.

В этом сезоне Государственный симфонический оркестр играет Рахманинова, достигнув зенитного возраста: оркестру исполнилось 50 лет. Почувствовать себя в рахманиновской музыке нам важно, как каждому взрослому человеку важно мониторить свой организм и свое душевное состояние. Рахманинов — автор мощный, эмоционально безграничный и одновременно трагический. Русскость в его музыке только на первый взгляд кажется такой распахнутой, такой искренней и такой же «плакатной», как в фильме «Весна на Заречной улице». Не все так просто. Рахманинов был сложным человеком. Пианистом он стал чуть раньше, чем композитором и дирижером. Кстати, в свое время он был самым молодым дирижером в истории Большого театра. Это было в 1901 году, когда 27-летнему автору, только что написавшему Второй фортепианный концерт, предложили место дирижера, он два сезона подряд работал в Большом.

«В ИСТОРИИ НЕ БЫВАЕТ СЛУЧАЙНОСТЕЙ»

Ровно в эти же годы другим театром — Венской оперой — тоже руководил композитор. Густав Малер был старше Рахманинова, ему было 40 лет. Годы его директорства в Венской опере были, пожалуй, как и у Рахманинова, отмечены занятостью, отлучавшей обоих от основного — сочинительского — призвания. Поэтому музыка сочинялась ими в ситуации острого дефицита времени. Зато какая это была музыка! У Малера — Шестая симфония, казанскую премьеру которой ГСО РТ исполнил на последних «Рахлинских сезонах». А у Рахманинова это были Вариации на тему Шопена, Прелюдии для фортепиано (ор. 23) и написанная в 1903 году опера «Скупой рыцарь».

Люди, которые часто посещают концерты, любят сетовать на чрезмерную репертуарность тех же Малера и Рахманинова. Но я не вспомню, чтобы, говоря об одном из этих художников, меломаны рассуждали бы о каждом из них в контексте, который их объединял. Общая хронология — раз. И сходство их биографий — два. А ведь такие вещи многое открывают, во всяком случае, тем, кто в меру профессии, как я и мои музыканты, регулярно обращается к их произведениям, вольно или невольно находя интереснейшие смысловые и сюжетные переклички между судьбами столь разных, казалось бы, художников.

Мне дорого и как-то даже человечески важно знать, например, что Рахманинов в 13 лет был представлен Петру Ильичу Чайковскому, чью оперу «Евгений Онегин» первым из европейских дирижеров в Гамбурге исполнил молодой 32-летний Густав Малер. Мне невероятно интересно было прочесть, что 16 января 1910 года на нью-йоркском исполнении Рахманиновым своего Третьего концерта за дирижерским пультом стоял именно Малер. И Рахманинов много позже в разговоре с одним музыковедом вспоминал о Малере в том выступлении: «Он отдавал всего себя, чтобы довести довольно сложный аккомпанемент в концерте до совершенства, хотя был совершенно измучен после другой продолжительной репетиции. У Малера каждая деталь партитуры оказывается важной, что так редко бывает среди дирижеров…» Через полгода после этого выступления Малер умер.

В истории не бывает случайностей. Представители двух разных культур сошлись в 1910 году в Нью-Йорке — городе, из которого Малер вернулся в Вену, чтобы умереть, и городе, в который семью годами после малеровской смерти отплывал с семьей из Норвегии Рахманинов. Малер писал только песенные циклы и симфонии (полных — 9), простодушно желая в каждой симфонии «построить мир», — ни квартетов, ни концертов, ни фортепианной музыки у него нет. Рахманинов написал три симфонии, четыре фортепианных концерта, а также камерные оперы, ансамбли и масса фортепианной музыки. То, что одним покажется статистикой, другим — и мне в их числе — видится как эффект «сообщающихся сосудов».

Вот это чувство связанности людей, художников, творцов, чьи судьбы волею случая резонировали друг с другом, позволяет нам, исполнителям, постоянно обновлять картину музыкальной истории. В Казани, городе, который в ХIХ веке называли «Поволжскими Афинами», продолжать заниматься этим особенно интересно.

Александр Сладковский

Источник: www.business-gazeta.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору