17-ого января в Концертно-выставочном зале Воскресенска состоялся очередной джазовый вечер с Александром Виницким. После выступления всемирно известный гитарист, композитор и аранжировщик рассказал нам о важности самообразования, лучших учениках и отличительных чертах европейской и российской публики.
— С какого возраста Вы начали заниматься музыкой?— Я начал интересоваться музыкой в детстве, дома всегда звучала хорошая музыка — джазовая, эстрадная и классическая. Мой папа — фронтовик, всегда любил и слушал джаз, который звучал из им же собранного радиоприёмника. Мне и моему старшему брату передалась эта любовь. Мы стали музыкантами. Однажды я взял в руки гитару, провёл по струнам и буквально сразу же был покорён её звучанием. Это чувство остаётся со мной по сей день. Я жил в то время в Омске, но учиться было не у кого: гитара не преподавалась ни в музыкальной школе, ни тем более в училище. Я брал уроки у случайных «учителей» в кружках. Но я много слушал музыку. Например, по радио раз в неделю передавали джазовую программу «Метроном», где крутили лучших исполнителей джаза.
Джазовая музыка меня завораживала. Заработав на магнитофон (плёночный), я стал «снимать» записи великих музыкантов джаза. Он стал моим «главным учителем». Я принадлежу к поколению исполнителей, которые учились, в основном, по записям своих кумиров. Это совершенно особый тип музыкантов.
— Ваши университеты — это…— Я сначала окончил политехнический институт, после — Свердловское музыкальное училище имени П. И. Чайковского (классическая гитара), а потом — РАМ имени Гнесиных (эстрадно-джазовое отделение). Хорошее музыкальное образование позволило мне почувствовать крепкий фундамент в моей музыкальной профессии. Моими учителями были: В. М. Дерун (Екатеринбург), Н. А. Комолятов и А. К. Фраучи (РАМ). А тех, у кого я учился и учусь, слушая записи, очень много. К моим «университетам» я бы отнёс работу в Драматическом театре Омска в качестве музыкальногоруководителя и 7 лет сотрудничества с известной певицей Еленой Камбуровой в качестве аккомпаниатора и аранжировщика. Могу сказать, что свой стиль, манеру исполнения и репертуар я создал сам, учась постоянно у лучших. Этот процесс продолжается.
Я считаю, что образование без самообразования просто мертво. Тем более в профессии исполнителя, где каждый раз, выходя на сцену, доказываешь, что ты можешь. Каждый живой концерт — это заявление: «Я есть!»
— Есть ученики, которыми Вы гордитесь?— Да, конечно. Один живёт в Екатеринбурге. Александр Коростин. Он руководит цыганским ансамблем. Другой — Роман Чикаидзе — работает в Москве, преподаёт в музыкальной школе, работает в Малом театре. Тоня Овчинникова учится в Академии музыки в Вене (Австрия). Антон Южанин — в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Это те ученики, которых мне удалось снабдить некими профессиональными навыками для долгого и успешного путешествия в этой жизни. И сейчас продолжаю педагогическую деятельность. У меня есть ученики из США, Израиля, Сомали, Ирана, из Москвы, из маленьких сибирских посёлков…я занимаюсь с ними по скайпу. Но также есть реальные занятия «вживую» — это мои авторские гитарные школы, которые я провожу в лицее-интернате для одарённых детей под г. Курганом. Туда съезжаются преподаватели и ученики разных возрастов из многих регионов России и Казахстана.
— В каких странах или городах самые благодарные слушатели?— Мне очень понравилась публика в Америке. Они быстро зажигаются, на ура воспринимают шутки. Это люди, которые слушают с большим интересом. В Европе публика более сдержанная. Потрясающие зрители — за пределами Уральского хребта (Сибирь, Дальний Восток).
Вообще для восприятия музыки люди должны обладать некоторой наивностью, открытостью. Эти качества я встречаю в дальних поездках, когда выступаю в Томске, Барнауле, Красноярске, Иркутске, на Камчатке. На концертах складывается ощущение некоего разговора с публикой.
Концерты в Москве, напротив, по-своему трудные. Ведь люди в мегаполисе пресыщены информацией. К каждому концерту я готовлюсь по-особому.
— А воскресенские зрители?— Очень тёплые и непосредственные. Перед концертом немного волновался. Я всегда стараюсь выходить на сцену с позитивным настроем, с желанием поделиться важным, интересным, и публика на концертах в Воскресенске расположена к такому диалогу и очень эмоциональная.
— Что сейчас востребовано больше — джазовая или классическая гитара?— По музыкальной иерархии, на вершине находится шоу-бизнес с его популярными направлениями и развлечениями, далее рок, фолк, ирландская музыка и т. д. Классическая и джазовая музыка стоят ниже. Увы, но это не говорит об истинных ценностях, а только о том, что многое на музыкальном рынке решается деньгами и вкусами тех, у кого эти деньги. А вот классическая гитара находится на нижних этажах при огромной ее популярности как инструмента. В музыкальных школах — это самые многочисленные классы. Но более профессиональное уровни развития классической гитары резко сокращают число гитаристов в музыкальных колледжах и тем более академиях. Ну, а на профессиональную сцену попадают единицы. Всё-таки классическая гитара — инструмент трудный, требующий большого труда, терпения и высокой культуры музыканта.
— Вы пишете музыку для гитары с другими инструментами. Игрой на них тоже владеете?— Нет, я играю только на гитаре. Но пишу музыку для гитары и скрипки, для гитары и флейты, для гитары и струнного квартета и для гитары и камерного оркестра. Есть много музыки для дуэтов гитар и такого редкого состава, как квартет гитар. Я постоянно учусь и изучаю особенности других инструментов. Особое место в моём репертуаре занимают дуэты гитары и голоса. Я люблю аккомпанировать.
На следующем джазовом вечере — 21-ого февраля в программе «Прекрасная любовь» — музыкант как раз продемонстрирует искусство аккомпанемента. Гости вечера смогут насладиться изумительным вокалом Жанны Мишиной, обрамлённым звучанием гитары Александра Виницкого.Анна Яшкина
20.01.2015http://news.voskresensk-gis.ru