Днем концертный зал Симферопольского музыкального училища был полон интересующихся музыкальным искусством: ожидалось два музыкальных события — Концерт для скрипки с оркестром Ре мажор П. Чайковского и Симфония № 1 Ми мажор А. Скрябина.
фото: из архива А. Юца
Виртуозную сложность красивейшего концерта предвкушали и взрослые, и присутствующие в зале дети. Солист Александр Юц, справившись с волнением, продемонстрировал вместе с оркестром п/у А. Долинского экспрессию техничной 1-ой части, напевную элегичность 2-ой и упругость народного веселья 3-ей части концерта. Характерная для Александра манера исполнения — удивительная, какая-то особая чистота как технически сложных, подвижных тем, так и обязательных для жанра кантиленных каденций, — показывает весь диапазон инструмента от мерцающих «светлячков» верхней тесситуры до низких вокально-альтовых тонов. После таких концертов улицы города кажутся начищенными, как медные духовые, встречные машины приближаются звуками скрябиновских крещендо, а весь воздух наполнен чарующими ароматами сирени и матовыми нотами скрипки концерта Чайковского. И слышится: — Любите ли вы Брамса? — Немного… солнца в холодной воде.
Противостоять фальши, косности и безвкусице — во все времена было сложно, и сейчас это — не простое геройство. Это генетический внутренний градус «пробивания чистой травы сквозь асфальт». Это наследственность привитого предками иммунитета к неорганизованности и унынию, особое чутьё быть верным сохранности своей культуры. Воспитать музыканта — дело еще более сложное, к тому же не дешевое. Это 16 лет упорного труда (для сравнения, математик получает диплом после 4, биолог после 5, врач после 7 лет обучения). Это лишение некоторых радостей детства, учеба в двух школах — общеобразовательной и музыкальной, это волнение перед выступлением, это разочарованность недостаточным оцениванием своего труда. Это постоянная соревновательность. Несмотря на это, музыкант проявляет мужественную преданность любимому ремеслу, каждый день превращая его под своими пальцами в настоящее музыкальное искусство. В семье Юц — все музыканты, и в своё время Виктор, отец Саши, создал крымский центр старинной музыки, объединив профессионалов-единомышленников. Целью было изучение и продвижение искусства эпохи средневековья, Возрождения и Барокко, используя аутентичные инструменты. В этом центре слушатели всегда отмечали особую теплую атмосферу, созданную музыкальной семьёй…
фото: krym.aif.ru
Этап школа-училище-консерватория Саша прошел и легко, и трудно. Заложенное отцом зерно бесконечной преданности высокому искусству, воплощенное в маленьком одарённом скрипаче, помогло Саше самостоятельно выдерживать все тяготы судьбы. И высота, о которой мечтают все ученики — Московская государственная консерватория им. П. Чайковского по классу скрипки у преподавателя М. С. Глезаровой — оказалась по плечу блестящему музыканту. Затем — работа с различными оркестрами, гастроли на концертных площадках разных континентов, включая выступление лично перед королем Марокко. После музыкальных европейских стран (Норвегия, Франция, Италия, Германия), выиграв конкурс на получение стипендии в Великобритании, Александр выбирает Австрию для продолжения совершенствования. Параллельно, любовь к родному краю не позволила Александру отказаться от предложения возглавить камерный оркестр Крымской Филармонии. Молодые ребята горят вдохновением добавить в Крымскую Весну «несколько веточек» виртуозной музыкальной одухотворённости.
-В планах нашего ансамбля произведения как старых мастеров, — говорит Александр Юц, — так и современных молодых российских авторов. Ведутся переговоры по созданию концепции фестиваля " Южные струнные вечера» как центра притяжения больших российских музыкальных мегаполисов. Я также надеюсь, — делится с «МК в Крыму» лидер коллектива, — на продолжение сотрудничества со многими из своих друзей — великолепными профессионалами, гастролирующими по всему миру, для объединения творческого опыта, который дала нам любимая консерватория. Хочется заразить подрастающее поколение той красотой музыки, которая пленила меня с детства и которая не отпустит меня никогда. Я благодарен Министерству культуры и Филармонии за предоставленную мне честь руководить коллективом и надеюсь на дальнейшее доверие мне в достижении новых высот, к которым я стремлюсь в музыке, — заключил только что назначенный руководитель.
Это вселяет уверенность, что наш российский Крым зазвучит ещё ярче чистыми нотами лучшей в мире русской скрипичной школы. А помещение с хорошей акустикой для таких перспективных музыкальных коллективов непременно найдётся!
Ирина Обухова, музыковед.
crimea.mk.ru