Амурская капелла «Возрождение» отпраздновала свое 35-летие

Добавлено 10 ноября 2014 muzkarta

Амурская филармония, Зал Амурской филармонии

Фото: amurphil.ru
За более чем три десятилетия в капелле сменилось не одно поколение артистов, а ведь раньше в ее составе выступали даже врачи, инженеры и военные

В воскресенье, 2 ноября, в концертном зале Амурской областной филармонии при полном аншлаге прославленный хоровой коллектив — капелла «Возрождение» отмечал свой 35-й день рождения. Некоторые произведения, исполненные в зале филармонии в этот день, в Благовещенске прозвучали впервые.

Как чествовали

Поздравить участников капеллы и его руководителя Елену Беляеву пришли настоящие друзья — поклонники творчества, которые не пропускают ни единого выступления хора, коллеги — образцовый художественный коллектив Министерства образования и науки РФ хор «Детство» Центральной детской школы искусств под руководством Татьяны Бедериной, женский хор Амурского колледжа искусств и культуры, руководитель Наталья Крапивина, ансамбль молодых солистов Национального оркестра народных инструментов им. Н. П. Осипова (г. Москва). С теплыми словами приветствия выступили министр культуры и архивного дела Амурской области Алексей Самарин, директор филармонии Ольга Смирнова, протоиерей Георгий (Исаков).

Так, амурский министр культуры сообщил, что в качестве подарка к юбилею будут в том числе выделены денежные средства для пошива новых сценических костюмов. Протоиерей Георгий зачитал благодарность коллективу от епископа Благовещенского и Тындинского Лукиана, который наградил медалью Благовещенской епархии Русской православной церкви Албазинской иконы Божией матери «Слово Плоть Бысть» III степени.

Капелле многое под силу

А завершило первое отделение концерта выступление сводного хора — произведение В. Калистратова на стихи И. Никитина «Русь» исполнили все три хоровых коллектива вместе. Юбилейный концерт состоял из двух отделений. В первом поклонники творчества капеллы услышали классические и народные хоровые произведения. Открыли концерт гости из Москвы — ансамбль молодых солистов Национального оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова. В их исполнении прозвучала свиридовская «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель». Следующим номером стала величественная песня «Шуми, Амур», которую вместе с москвичами исполнила капелла «Возрождение». Свои музыкальные поздравления капелле адресовали хор «Детство» и женский хор колледжа искусств и культуры. Это оригинальные хоровые миниатюры мексиканская песня «Желтые цветы» и «Казачья колыбельная» из цикла «Три романса на стихи Лермонтова» С. Екимова.

Премьеры

Впервые на амурской сцене прозвучали два современных духовных произведения: Ave, Maria Франца Библа и «Отче наш» Альфреда Шнитке. Ноты первого, популярного во всем мире, на творческой встрече в Вене Елене Беляевой подарил дирижер хора из Венгрии. Над вторым капелла поработала во время поездки в Санкт-Петербург с художественным руководителем камерного хора Московской консерватории Александром Соловьевым, который своим восхищением мастерством исполнителей поделился в статье журнала «Музыкальная жизнь»: «Мне довелось провести творческую встречу с эти хором и в течение часа поработать над партитурой Альфреда Шнитке. Певцы оказались очень мобильными и чутко отзывались на малейший жест и эмоциональный посыл».

За 35 лет в капелле сменилось не одно поколение артистов. Первоначально в состав входили не только профессиональные музыканты, хотя их было большинство и они составляли костяк большого хора. Вместе с преподавателями музыки из педагогических колледжей (тогда училищ) — вокалистами, дирижерами-хоровиками, пианистами, и т. п. — в капелле пели многие известные в городе врачи, инженеры и военнослужащие. Участие в капелле было делом добровольным, ни о какой зарплате речи и быть не могло. Но то, что в Благовещенске на месте академического хора, который к тому времени прекратил свое существование, стараниями тогдашнего директора областного дома народного творчества Ии Дегтяревой и хормейстера Надежды Гутниковой появилась хоровая капелла, было важным шагом в культуре Приамурья.

Как все начиналось

Был взят курс на пропаганду духовной и классической музыки. Впервые стали звучать сложные произведения русских композиторов, написанные для православных литургий, и светская музыка, до сих пор не исполнявшаяся со сцены. Кульминацией этого этапа стало исполнение рахманиновских «Колоколов». О роли первого руководителя капеллы, Надежды Валентиновны Гутниковой, на юбилейном концерте было сказано немало теплых слов. Ей нынешние хористы посвятили исполнение «Ноктюрна» А. Бабаджаняна, воспоминаниями о тех временах поделилась ветеран хора Татьяна Сизоненко. В зале присутствовали многие участники первого состава капеллы, которых зрители смогли увидеть и поприветствовать.

Что теперь

Отдельное внимание сейчас уделяется и сценическому движению при исполнении многих популярных произведений, и это заметно. Хористы органично и естественно смотрятся на сцене, когда пританцовывают и подыгрывают себе на бубне или маракасах. А ведь за этим кроется большая работа. В активе капеллы «Возрождение» сейчас — несколько полноценных разностилевых и разножанровых концертных программ. Например, второе отделение юбилейного концерта вполне можно назвать шлягерным. Популярная музыка, песни разных стран мира, уже проверенные в программе «Музыкальный круиз», прошли на ура. Свои таланты показали мужской и женский составы капеллы, которые сменили строгие сценические костюмы на демократичные джинсы и футболки. Особенно ярким было исполнение «Лезгинки», где солист Павел Кипаридзе отвел душу в танце. Запомнился и шуточный «Итальянский салат» В. Жене-Герцля — микс из музыкальных терминов, понятных всем, даже тем, кто музыке никогда не обучался: «Форте, фортиссимо, форте… пиано… пианино…»

— Это очень тяжелый труд. У нас трех-четырехчасовые репетиции, на ногах, практически каждый день, — рассказала художественный руководитель и солистка капеллы Елена Беляева. — Теперь две трети участников капеллы — штатные сотрудники филармонии.
В коллективе работают целыми семьями, как, например, Елена Беляева и Альберт Хан, Андрей и Виктория Лиманские, вместе с некоторыми участниками выступают и их дети. В последнее время творческие идеи руководителя капеллы Елены Беляевой находят свое воплощение в других форматах. А значит, становится все больше поклонников. К одному из новых проектов можно причислить проект «Возрождение» в музее» — проект, в котором каждый может найти что-то для себя, где можно услышать самую разную музыку разных эпох, стилей и направлений. Впереди у коллектива много работы: участие в конкурсах, подготовка новых программ и выступления, которые всегда с нетерпением ждут верные почитатели.

Автор: Евгения Зотова
2×2.su

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору