Уже 8 июля в Омск приедет автобус «МузЭнергоТура». «Класс» спросил у директора Омской филармонии Андрея Чувашова, как филармония борется за молодежную аудиторию и почему стоит посетить следующий музыкальный сезон.
Фото: Вячеслав Андреев
— Андрей Владимирович, в последнее время в стенах Концертного зала проходит немало новых, экспериментальных проектов. А уже 8 июля здесь состоится «МузЭнергоТур», почему решили провести его у себя и чего ожидаете от этого сотрудничества?
— Люди привыкли, что филармония должна пропагандировать только академическое искусство. И наша задача — нести эту высокую культуру в массы. Но мы не должны быть закрытой организацией, и нам бы хотелось повернуть в свою сторону молодежь и те слои населения, которым не близка классическая музыка. Именно через такие проекты, которые находятся на стыке жанров, в эксперименте, мы можем поймать в наши сети (Смеется.) разных людей. И показать, что филармония — это не такое уж и страшное слово.
Лето — сезон отпусков, отдыха. Концертный сезон, когда душа трудится день и ночь, закончился, и теперь есть возможность расслабиться и попробовать что-то новое. Вот и «МузЭнергоТур» — попытка освоить новый формат. К примеру, буквально на днях у нас прошел концерт, посвященный музыке из компьютерных игр. Согласитесь, тоже довольно своеобразное мероприятие. Честно признаюсь, что я не игроман, но мне очень понравилось.
— То есть узнавания мелодий не было?
— Нет, узнавания не было. Но я оценивал, как музыкант, и это достаточно интересная музыка. Для меня стало приятным открытием, что это целая индустрия, и занимаются ей на достаточно высоком уровне. В зрительном зале как раз была молодежь и геймеры. «МузЭнергоТур» — это тоже что-то необычное и не совсем укладывающееся в рамки известных музыкальных жанров. По-моему, те солисты, которые едут в этом туре, сами для себя не определили, в каком жанре работают. Из их пресс-релиза можно сделать выводы, что они постоянно на грани, на каком-то смещении музыкальных стилей. И нам было очень интересно поучаствовать в этом. Отмечу, что интересен и сам формат мероприятия, оно будет проходить в стиле open door: на сцене происходит одно действие, в холле — другое.
— Как думаете, такие эксперименты не отпугнут консервативного зрителя от филармонии?
— Везде должна быть мера. Если бы мы увлеклись, и оркестр занимался бы только такими проектами или бы мы филармонию превратили полностью в прокатную площадку для шоу-бизнеса, где выступал бы Лепс и другие, то тогда, конечно, была бы такая опасность. Но когда к основной деятельности филармонии добавляется такая перчинка, то не думаю, что могут возникнуть разногласия с классическим зрителем.
— Правильно я понимаю, что сейчас филармония идет по пути привлечения к себе большего количества молодежной аудитории?
— И молодежи в том числе, я бы сказал.
— Есть острая потребность в этой аудитории?
— Борьба за молодежь на самом деле идет активная. Детская категория у нас в филармонии представлена довольно сильно. А вот молодежь -это та публика, когда они уже не дети, но и еще не состоявшиеся взрослые, и постоянно находятся на перепутье. Филармония находится в прямой конкуренции между всеми отраслями развлекательного бизнеса — это и рестораны, и клубы, и бары, и кафе. Человек выбирает, куда пойти вечером, и мы хотим, чтобы приходили к нам.
— Вы уже полгода занимаете должность директора Омской филармонии. С какими проблемами вам пришлось столкнуться? Что было самым сложным на новом месте?
— Знаете, было бы легко прийти туда, где нужны кардинальные перемены. А когда ты попадаешь в организацию, которая работает как слаженный организм, тут важно не нарушить, не сломать эту работу и, не растеряв то хорошее, что есть, привнести что-то новое. У нас уже есть цели, есть куда двигаться. В первую очередь это связано с большими коллективами, симфоническим оркестром. Хочется повысить уровень самой организации, чтобы филармония стала музыкальным храмом, куда люди стремились бы. Я считаю, что мы должны ассоциироваться с очень престижным, достойным местом в городе. Чтобы люди понимали, что это дорогое удовольствие, и если они придут, то будут довольны услышанным. Чтобы тут собиралась элита общества.
— Ежегодные фестивали будут как-то меняться в новом сезоне?
— Я не считаю, что у нас было очень много фестивалей, которыми можно было бы пожертвовать. Конечно, останется джазовый фестиваль, который состоится уже в конце августа. В этом году в нем будут участвовать большие коллективы, также представим такое направление, как этноджаз, который редко звучит на джазовых фестивалях. Будет фестиваль современной музыки, что на всероссийском уровне довольно редкое явление, а в Омске проводится уже не первый год. Современную музыку нужно доносить, воспитывать слушателя. Конечно же, состоится фестиваль органной музыки, на который приедут западные музыканты. Хотим немного иначе взглянуть на новогодние мероприятия. В следующем году 300-летие, ведем переговоры, чтобы в посвященном этому событию концерте поучаствовал маэстро Гергиев. А дальше посмотрим, есть еще задумки, но не буду раскрывать всех секретов.
— Андрей Владимирович, вы тоже музыкант (Играет на баяне. — Прим. автора), а будет ли возможность у омского зрителя увидеть вас на сцене в качестве исполнителя?
— Я не исключаю такой возможности. Но сейчас нахожусь больше в административных заботах. Когда все начнет работать так, как я хочу, то может найдется место творчеству, почему бы и нет.
— Насколько ваш музыкальный вкус, пристрастия влияют на программу?
— Конечно, у меня есть определенные пристрастия, и хочу я того или нет, они в какой-то мере влияют на мою работу. В то же время я понимаю, что не могу полностью отдаваться своему вкусу. Я, например, в классике люблю Баха и Мендельсона, но мы же не можем целыми днями исполнять произведения только этих композиторов. Мне нравится народная музыка, и сам я баянист. Могу сказать, что категорически отрицательно отношусь к таким жанрам, как российский шансон. Не считаю, что такая музыка может присутствовать в стенах филармонии.
— То есть теперь вы будете строже относиться к выбору гастролирующих артистов, которые смогут выступить на этой сцене?
— К сожалению, нельзя забывать об экономической стороне вопроса — мне нужно чем-то платить зарплату сотрудникам. Конечно, выделяют бюджетные средства, но большую часть составляет все же то, что мы сами зарабатываем. Но мы постараемся быть строгими в выборе артистов, которым предоставляем площадку.
— И в конце хотелось бы спросить, как вам в нашем городе? Как публика?
— Люди очень добрые и симпатичные, благородные. В Омске давние культурные традиции, и они накладывают отпечаток на общество. Город в большой степени театральный, я побывал на нескольких премьерах — выше всяких похвал, отмечу, что многие столичные театры могут спокойно отдыхать (Улыбается.). В музыкальном плане Омск тоже не отстает, но в отличие от театров филармония одна на весь город. За эти месяцы я уже начал замечать, кто постоянные гости, они подходят ко мне, благодарят за сезон. Приезжие солисты и звезды различных уровней отмечают серьезную отдачу от зрителя. Говорят, что зал легкий, чувствуют, что публика принимает и отдает любовь, соответственно и они выкладываются во время выступления на все сто — происходит такой взаимообмен эмоциями и энергией.
newsomsk.ru