Органный концерт
«Dass Vatter Unser»26 февраля (воскресенье) 15.00 и 18.00
6+
Евангелическо-лютеранская церковь Св. Георга г. Самары (Самарская кирха) приглашает на органный концерт
«Dass Vatter Unser». Выступит лауреат международных конкурсов, органист церкви Св. Екатерины г. Санкт-Петербурга Андрей КОЛОМИЙЦЕВ.
В программе произведения Иоганна Ульриха Штейгледера, Иоганна Якоба Фробергера, Яна Питерсзона Свелинка, Абрахама ван ден Керкховена, Иоганна Пахельбеля. Слушателей ждут изысканные шедевры органной музыки от эпохи Возрождения до позднего барокко.
Вход: 400 руб. и 250 руб. (школьникам, студентам и пенсионерам)
Информация и бронирование билетов по телефонам:
☎ 332 15 66,
☎ 8 905 301 00 92,
☎ 8 960 833 35 34
И.У. Штейгледер — немецкий композитор и органист первой трети XVII века. Вероятно, он был учителем И. Я. Фробергера. Из-за своей ранней смерти он не оказал большого влияния на развитие клавишной музыки в Европе, но оставил после себя два интересных сборника органных произведений. Первый из них — Ricercar tabulatura, опубликованный в Штутгарте в 1624 году. Он содержит 12 ричеркаров, в которых применяется широкий спектр композиционных техник и моделей. Tabulaturbuch («Книга табулатур») Штейгледера (Страсбург, 1627) включает в себя 40 вариаций на тему хорала М. Лютера «Отче наш на небесах». Органист может выбирать, какие вариации, сколько и в какой последовательности исполнять. Композитор использует различные виды полифонии, от простого двухголосия до двойного контрапункта. Здесь есть многосекционные фантазии и токкаты, каноны и др. В начале и конце концерта будут исполнены два сочинения из этого сборника.
И.Я. Фробергер был знаменит как непревзойдённый, искуснейший клавирист. Один из самых известных композиторов эпохи, он внёс большой вклад в развитие клавирного репертуара и создал первые образцы программной музыки. С начала XVIII века имя Фробергера стало синонимом контрапунктического мастерства. И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт учились на его произведениях. Прозвучит Токката на Возношение Святых Даров, предназначенная для исполнения в церкви.
В программе концерта — три сочинения знаменитого нидерландского композитора рубежа XVI—XVII вв. еков Я. П. Свелинка. Виртуоз клавирной импровизации, он получил прозвище «амстердамского Орфея». Слава Свелинка-педагога простиралась по всей Северной Европе и особенно велика была в Германии. Среди его учеников — основатели северонемецкой органной школы М. Преториус, С. Шейдт, Г. Шейдеманн. Творчество Свелинка — переходное от эпохи Возрождения к эпохе барокко. Новые музыкальные тенденции просматриваются в сочинениях, написанных для органа и клавесина. В инструментальной музыке Свелинк больше всего работал в жанрах фантазии, вариаций, писал ричеркары, паваны, хоральные обработки.
А. ван ден Керкховен — фламандский органист и композитор XVII века. Он был придворным органистом и работал в Брюсселе в церкви св.Екатерины. Керкховен пользовался большим уважением у современников. На его творчество оказал значительное влияние фламандский клавирист времени раннего барокко Питер Корнет. Сохранился единственный сборник сочинений Керкховена для органа. Он содержит множество коротких и несколько более продолжительных пьес, которые свидетельствуют о его мастерстве владения контрапунктом.
В 1699 году И. Пахельбель опубликовал сборник «Hexachordum Apollinis» («Гексахорд Аполлона»), который считается шедевром. Он содержит шесть тем с вариациями в шести тональностях (отсюда метафорическое название «гексахорд»). Произведения можно исполнять как на клавесине, так и на органе. В программе концерта — Aria prima из этого сборника. Пахельбелем написаны шесть Чакон, демонстрирующие искусное владение композитором вариационной формой. Их музыкальный язык отличается характерной для его письма ясностью и прозрачностью фактуры, темы привлекают мелодичностью, а противосложения — рельефностью графики. Будет исполнена Чакона in d, творение зрелого мастера, отличающееся строгим тематическим и тональным единством. Её особенностью является 8-тактная остинатная (повторяющаяся) тема в партии педали. 16 вариаций на неё удивляют изобретательностью развития. По ряду структурных и мелодических деталей сочинение приближается к знаменитой Пассакалии И. С. Баха.
Об исполнителе:
Андрей Коломийцев — один из наиболее интересных и востребованных российских исполнителей на органе и клавесине — родился в Нижнем Новгороде в 1976 году. Музыкальное образование получил в Нижегородской (класс Н.И. Балыкова) и Московской (класс Н.Л. Штаркмана) консерваториях. Во время обучения в Московской консерватории начал заниматься органом под руководством С. Л. Дижура, а благодаря общению с Марией Распутиной познакомился с исторической практикой исполнения клавирной музыки XV—XVIII вв.еков. В 2001 году Андрей Коломийцев продолжил обучение в Высшей Школе Музыки и Исполнительского Искусства города Штутгарта — одной из самых престижных школ исторического клавирного исполнительства — где занимался органом в классе Юргена Эссля и клавесином в классе Йона Лауквика. Одновременно с этим он брал уроки у легендарного Кеннета Гилберта в Париже и Шартре на исторических клавесинах его знаменитой коллекции. В 2006 году он получил дипломы сразу по двум специальностям: орган и исторические клавишные инструменты, а спустя два года блестяще закончил аспирантуру факультета исторического клавирного исполнительства этой школы. Во время обучения в Германии Андрей Коломийцев принимал участие в мастер-классах В. Церера, М. Айхенлауба, А. Гаста, М. Шапюи, П.-Д. Перетти, П. Кривелларо, Л. Гиельми, П. ван Дайка, Э. Беллотти и др. (орган), А. Маркона (клавесин), А. Штека, К. Майера и Й. Кристенсена (камерная музыка и генерал-бас).
Андрей Коломийцев является лауреатом и финалистом международных органных конкурсов старинной музыки в Голландии (Лейден) и Италии (Борка-ди-Кадоре и Карункьо), ведёт активную концертную деятельность как органист и клавесинист (в России и за рубежом). Его исполнение можно было услышать на исторических органах в России (Академическая капелла Санкт-Петербург), Прибалтике (Угале, Латвия), Германии (церковь Св. Венцеля в Наумбурге, церкви Св. Якова и Св. Екатерины в Гамбурге, Ludgerikirche в Нордене и др.), Италии (Валле-ди-Кадоре, Борка-ди-Кадоре и др.). Он участвовал в органных фестивалях «Organi Storici in Cadore» (Италия), «Органные вечера в Кусково» (Москва), Пасхальном фестивале «Lux organum» (Санкт-Петербург), Московский Органный Фестиваль, и фестивалях старинной музыки: «Baroque & Classic Нижний Новгород» 2009−2014, Earlymusic 2009 St. Petersburg, «Секреты старинной музыки» (Санкт-Петербург, 2013−2014) и др.
Во многих крупных исполнительских проектах он сотрудничал со следующими камерными и барочными оркестрами и ансамблями старинной музыки: Ensemble 94 Stuttgart, Камерным оркестром Пфорцхайма, барочным оркестром «Генделевской академии» в Карлсруэ, камерным оркестром «Солисты Нижнего Новгорода», барочной капеллой «Золотой век», ансамблем старинной музыки «Новая Голландия», Российским ансамблем старинной музыки; а также со следующими музыкантами: Григорием Варшавским (орган), Марией Успенской (клавесин), Иво Силламаа (клавесин, Эстония), Кристофером Майером (барочная скрипка, Германия), Владимиром Шуляковским (барочная скрипка), Александром Листратовым (барочная виолончель). В составе барочного оркестра Capella classica он записал диск на SWR-радио с «Psalmi vespertini» Й.К. Ф. Фишера. Среди его записей — органные, клавесинные и ансамблевые (партия basso continuo).
Андрей Коломийцев ведёт просветительскую деятельность, выступая с докладами о старинных клавишных инструментах и исторической практике исполнения клавирной музыки XV—XVIII вв. еков в Российской академии музыки (международный органный симпозиум «Орган в XXI веке»), в Нижегородской, Казанской и Санкт-Петербургской консерваториях, Самарской академии искусств, Смольном институте свободных наук и искусств Санкт-Петербургского государственного университета. Совместно с органистом Григорием Варшавским осуществляет проект исполнения всех органных сочинений Иоганна Себастьяна Баха.
В настоящий момент Андрей Коломийцев преподаёт орган, клавесин и генерал-бас на Факультете искусств Санкт-Петербургского государственного университета, а также является органистом лютеранской церкви Св. Екатерины в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим ведёт классы органа и клавесина в Воскресной школе при церкви Св. Екатерины, которые объединяют как любителей музыки, так и профессиональных музыкантов. Кроме того, он занимается переводами важнейших исторических источников по истории клавирной музыки.