Вчера в ГБКЗ им.С.Сайдашева прошел второй концерт в рамках III Международного фестиваля им.С.Рахманинова «Белая сирень». В первом отделении был исполнен Концерт для фортепиано с оркестром А.Скрябина, солировал пианист Андрей Коробейников. После концерта музыкант поделился своими впечатлениями от выступления на фестивале и о городе.
Андрей, ожидали ли вы, что публика так тепло примет вас – зрители долго аплодировали вам...
А.К.: Мне, наверное, везет, что везде достаточно хорошо меня принимают. Но, прежде всего, меня порадовало, как слушали зрители. Я видел много концертов как зритель, и то, как аплодируют, не всегда является показателем, важнее то, как слушают. Ты чувствуешь ток, который есть между тобой и залом – и в паузах, и когда он вслушивается, и когда сопереживает тебе.
Удивительно тонкая публика – настолько внимательно слушали, переживали музыке! Я чувствовал интуитивно. И это основная цель, потому что главное - композитор, чтобы музыка жила. Ко мне подходили люди, я видел их заряженные этой музыкой глаза, и думал: «Слава богу!», потому что это самое главное.
Впервые ли вы работали с Владимиром Федосеевым?
А.К.: Да. Это большой дирижер, у него есть свой фирменный стиль, он очень по-русски делает русскую музыку.
Недавно я играл с потрясающим венгерским дирижером Иваном Фишером, и у него во втором отделении тоже была Симфония №2 С.Рахманинова. Это был оркестр Концертхауса Берлина, они играли замечательно, и все рельефно было сделано, но, как ни странно, из второй симфонии Рахманинова получился немного Малер.
Сегодня я сразу почувствовал: да, вот это Рахманинов! Эти русские темы, из земли идущая колоссальная энергия, которая расстилается…
Сейчас среди молодого поколения есть дирижеры – технари. С ними, может быть, и удобно, но они не высказываются. Фантастически играть с большими художниками, потому что они всегда высказываются.
Понравился ли вам Государственный симфонический оркестр РТ?
А.К.: Звучание очень классное, особенно струнные. По ним можно распознать класс оркестра. Насколько я знаю, в Казани хорошая струнная школа, и это сразу слышно - и породу звука, и выразительность. Все очень чутко играют, удивительные диалоги получались с оркестром… Важно, что все вовлечены в процесс творения музыки, отдавались не только дирижеру, но и мне.
На концерте были исполнены произведения Скрябина и Рахманинова. Первый из этих композиторов, насколько я знаю, ваш любимый?
А.К.: Рахманинов тоже любимый. Очень трудно их сравнивать – они абсолютно разные, даже друг друга плохо понимали, хотя однокашники.
У Рахманинова больше романтизма в том виде, в каком его заложил Чайковский в нашей стране, больше этой энергии, поднимающейся из земли. А у Скрябина изначально все-таки пламя и небеса, грезы, фантазии, им созданный мир. Его даже критиковали за фразу «Я бог», которую он в дневнике написал. В ницшианском смысле он действительно создал свой мир. Он эту фразу нигде не публиковал, но естественно прочитали дневник и «заклеймили».
Это ваш первый приезд в Казань. Успели посмотреть город? Может, посетили какое-то мероприятие, проходящее в рамках Универсиады?
А.К.: Да, краем глаза видел спортивную ходьбу.
В городе меня потрясла колокольня на ул.Баумана. Это фантастическое сооружение, которое парит над городом, освещает его. И красивый белый Кремль. У нас, в Москве, когда копали Манежную площадь, люди видели остатки белокаменного Кремля, но, к сожалению, там построили торговый центр и все уничтожили.
Вообще, Казань очень уютный город. У меня были представления о ней, прежде всего, из романа «Жизнь и судьба» Гроссмана, где были представлены несколько поволжских городов. В Казани, судя по произведению, было очень уютно. И действительно я это почувствовал. Люди замечательные. Рад, что приехал во время такого праздника, потому что казанцам, по-моему, нравится Универсиада. Редко увидишь, чтобы у всех в городе был праздник. Приятно на это смотреть и быть внутри этого.
Алсу САФИНА
http://ati-times.tatar-inform.ru