Анна Шелудько: «Найти хорошего педагога — это счастье и удача»

Добавлено 03 февраля 2014 muzkarta

Новгородская филармония, Анна Шелудько (фортепиано)

Великий Новгород посетила Анна Шелудько, молодая петербургская пианистка, лауреат и дипломант многих международных конкурсов. В минувший четверг слушатели Новгородской областной филармонии А. С. Аренского стали свидетелями вдохновенного исполнения сочинений Мендельсона, Брамса и Рахманинова.

С 2008 по 2011 годы Анна Шелудько являлась приглашенным профессором кафедры специального фортепиано университета Silla в Пусане, Южная Корея. За это время она неоднократно выступала с сольными концертами с оркестром, в составе камерного ансамбля, фортепианного дуэта в лучших залах Пусана. В настоящее время пианистка преподает в Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова на кафедре фортепианного исполнительства, педагогики и специализированного общего курса фортепиано.

Перед началом концерта Анна поделилась с читателями ОК-журнала мыслями о музыке, педагогике и о том, чему нам стоит поучиться у Востока.

Почему в вашей сегодняшней программе Мендельсон, Брамс и Рахманинов?

Потому что я по своему складу человек, который тяготеет к романтической музыке. Во-вторых, в только что прошедшем году как раз были юбилеи — 140 лет со дня рождения Рахманинова и 180 лет со дня рождения Брамса (в 2014 году исполняется 205 лет со дня рождения Мендельсона — Ю.Ч.).

Что бы Вы хотели передать своей аудитории через эту музыку?

Замысел автора и моё видение, то, как я это слышу. Чтобы у зрителей возник отклик.

Что Вас лично вдохновляет?

Моя семья и музыка. Когда я занимаюсь ей, именно из нее я и черпаю своё вдохновение.

А от чего больше — когда выступаете или когда слушаете выступающего?

Это должно быть в балансе, если дело касается игры на рояле. Потому что сейчас концертная жизнь настолько насыщена, что если я буду постоянно вдохновляться только в зрительном зале, у меня не будет времени просто заниматься. Поэтому необходимо выбирать. Посетить все концерты просто нет возможности. К тому же, бывают концерты, которые невозможно забыть, и еще долго находишься под впечатлением от услышанного.

Что Вы можете припомнить из того, что вас так сильно впечатлило?

Концерт Григория Соколова* в Петербургской консерватории, в сентябре 2012 года.

Каким образом на Вас в роли музыканта-исполнителя влияет ваша преподавательская деятельность?

Я должна не только понимать, что я делаю, но и рассказывать об этом так, чтобы передать студентам моё мастерство и знания. Я пропускаю это через себя, когда учу анализировать, чувствовать музыку, выходить на сцену. Работая со студентами, я совершенствую и свои навыки.

Вы сотрудничали с университетом Silla в Пусане, Южная Корея. Чем лично для вас наиболее интересен этот опыт?


В первую очередь это опыт преподавания в другой стране, приходилось обучать на другом языке. Было интересно узнать их отношение к учителю, там это вообще очень почитаемая профессия.

На Ваш взгляд, чем Вы интересны им, и чему бы нам полезно у них поучиться?

Я хочу сказать, что Южная Корея, и вообще весь Восток крайне открыты всему новому, очень восприимчивы. Они приглашают из-за рубежа очень много преподавателей, и молодых тоже. И там уже работает очень много русских. Нам бы поучиться их открытости при бережном отношении к национальным традициям.

Что их заинтересует в нас?

Другая культура. В случае с музыкой принципиально то, что она для них — зарубежная, это не их народная культура и не их традиция. И они впитывают это за гораздо более короткий срок.

На ваш взгляд, как нужно правильно развивать навыки игры на фортепиано, если обучение началось уже во взрослом возрасте?

Для любителя в первую очередь важно желание и получение удовольствия от процесса занятий. Также — умение организовать свой труд. Ведь чтобы сыграть даже небольшую пьеску, нужна регулярная практика, независимо от возраста. Важно уметь подбирать музыку и импровизировать — слуховое восприятие переносить на клавиши. При профессиональном подходе все зависит от возраста, и следует понимать, что перспективы уже не так велики. Потому что музыка — это такая профессия, куда приходят в детстве, этому не научиться только в вузе. Я имею в виду, чтобы профессионально давать концерты. Если человек понял, что музыка — это его, то нужно обязательно попробовать развить себя в этом направлении, это всегда облагораживает, вызывает восхищение.

В каком возрасте ещё не так поздно догнать?

Лет в двенадцать-четырнадцать. Восьмилетние дети ещё могут заниматься по наставлению родителей. Они могут занимать призы на детских конкурсах. Если способные дети, то могут меньше заниматься, и достигать лучших результатов, чем их сверстники. Но в двенадцать-четырнадцать лет у них должна появиться четкая собственная мотивация. Мечты реальны — стать замечательным артистом, а сами перспективы — очень туманны. Тогда они понимают, что музыка — это ежедневный неоплачиваемый труд. В нынешнее время авторитет музыкального образования падает. Здесь имеет значение сила мотивации ребёнка и его умение работать. И при наличии хорошего педагога в принципе возможно многое. Найти хорошего педагога — это счастье и удача. Мне повезло учиться у замечательных музыкантов Аллы Зуевой, Олега Кошелева и профессора Санкт-Петербургской консерватории Валерия Вишневского, за что я очень благодарна судьбе!

По завершении визита мы попросили Анну поделиться впечатлениями от Великого Новгорода:

Впечатления самые теплые, несмотря на морозы. В зале я чувствовала горячий приём и отклик слушателей. В рамках интереснейшей экскурсии в музее А. С. Аренского, А. К. Лядова и С. В. Рахманинова в Новгородском колледже искусств, проведенной для меня Валерием Васильевичем Демидовым, я увидела уникальные экспонаты. С большим удовольствием гуляла по городу — красота! А на следующий день я давала мастер-класс в колледже, где для меня играли четыре студентки. Я встретила доброжелательных людей, познакомилась с новгородскими музыкантами, энтузиастами своего дела и замечательными профессионалами.

Фото: Сергей Гриднев

* Григорий Липманович Соколов (род. 18 апреля 1950 в Ленинграде) — один из известнейших пианистов современности. Лауреат Первой премии III Международного конкурса имени П. И. Чайковского, профессор Санкт-Петербургской консерватории. В 2003 и 2004 годах дважды подряд был удостоен Премии Франко Аббьяти. Пианист отличается виртуозной техникой, яркой индивидуальностью, глубиной интерпретаций. Предпочитает сольные концерты, но иногда выступает с оркестром. Дает около 80-ти концертов в год, меняя программу дважды. Преимущественно выступает в Европе. Записывается крайне редко.

автор Юрий Чигарёв
http://oknovn.ru/journal/view?id=28

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору