Артем Дервоед и Юрий Медяник выступили в концерте «Пьяццолла-гала» на 59-м Международном музыкальном фестивале «Мир, Эпоха, Имена…» в Ульяновске

Добавлено 22 марта 2021 stv@leninmemorial.ru

Юрий Медяник (баян, скрипка, дирижер, бандонеон), Артём Дервоед (гитара), Международный музыкальный фестиваль «Мир, эпоха, имена…»

Концертная программа с участием известных солистов и Ульяновского государственного академического симфонического оркестра под управлением главного дирижера и художественного руководителя Ильи Дербилова была подготовлена к 100-летию со дня рождения аргентинского композитора Астора Пьяцоллы.

Музыканты исполнили произведения «Великого Астора» (так называют аргентинцы своего знаменитого земляка) — Концерт для бандонеона с оркестром (в версии для баяна с оркестром) «Аконкагуа» и сюиту для гитары и бандонеона (баяна) с оркестром «История танго» (оркестровка В. Венедиктова), а также, Концерт для гитары с оркестром «Кончертанго в Буэнос-Айресе» многолетнего соратника Пьяццоллы гитариста Качо Тирао (посвящённый Хоакино Родриго).

Богатая музыкальная палитра чувств, эмоций, настроений, постоянная смена состояний и ситуаций — от тоски и одиночества до страстной любви и темпераментного поединка, сопряженного, порой, с опасностями и риском, с первых мгновений звучания музыки захватили внимание всего зала. Каждый — и слушатель, и исполнитель — находил в этой музыке что-то свое, личное, обращенное к его внутреннему «я», вновь и вновь переживая и драматические, и радостные моменты своей жизни.

«11 марта 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения Астора Пьяццоллы. Его называют „королем танго“. Он, фактически, из сопутствующего жанра вывел танго на большую концертную сцену. Изначально танго танцевали в трущобах Буэнос-Айреса мужчины парами, потому что этот танец танцевали в первую очередь, бандиты, люди, которые постоянно занимались ножевым боем, конфликтовали друг с другом. В этом своеобразном танце-поединке они как бы искали уязвимые стороны соперника для того, чтобы быстро среагировать, где-то уколоть, напасть… — это очень специфический жанр. Именно поэтому танго очень жестко ритмизовано. Этим ритмом, который подспудно подобран как бы под частоту ударов сердца, пронизаны полностью все произведения программы», — пояснил Илья Дербилов.

Импровизация в танцевальном жанре породила и импровизацию в исполнительском искусстве.

«Техника в музыке Пьяццоллы не такая, как в нашем обычном представлении — что-то виртуозное, быстрое, сопряженное с беглостью пальцев. Это, скорее, совершенно другая специфика. Это специфика импровизационности в рамках абсолютно определенных границ формы и стиля. Ее нужно чувствовать, уметь передать в игре, этому нужно учиться, наращивать „музыкальные мышцы“. Пьяццолла один из тех немногих композиторов, который написал Концерт для бандонеона с оркестром. Вообще, у бандонеона, баяна, аккордеона большая проблема с репертуаром, у нас нет таких больших серьезных полотнищ, больших произведений в жанре Концерта для сольного инструмента с оркестром. Поэтому Астору Пьяццолле нужно сказать большое спасибо не только за те танго, которые он оставил как свое наследие, но еще и отдельное спасибо за то, что он написал Концерт для бандонеона с оркестром, который я сегодня сыграл на баяне в Ульяновске», — прокомментировал Юрий Медяник.

Дуэт музыкантов Медяника и Дервоеда сложился много лет назад: периодически они выступали вместе, еще учась в Российской академии музыки им. Гнесиных. Давняя дружба и высокий профессионализм позволяют артистам достичь идеального взаимопонимания.

«Мы с Юрием знакомы 21 год и часто ловим себя на том, что нам очень комфортно вместе играть. Мы хорошо чувствуем друг друга. Для нас важна импровизационность интерпретации, а не „забетонированность“, чтобы было живое исполнение и каждый раз произведения звучали по-разному, — рассказал Артем Дервоед. — Музыка Пьяццоллы — это особенная музыка, в которой присутствует особенное состояние грусти и одиночества; мне кажется, периодически, все люди переживают такие моменты. Мне очень близка эта музыка, я ее понимаю, она наполнена необычайной энергией. Это смесь народной аргентинской традиции с академической музыкой, очень удачное сочетание. Пьяццолла, как вы знаете, один из самых исполняемых и популярных композиторов в мире, поэтому, явно нам всем стоит в этом году отмечать его столетие».

Артем Дервоед и Юрий Медяник выступили с этой программой в Ижевске, а после концерта в Ульяновске, 24 марта, Артем Дервоед исполнит Концерт Качо Тирао в Москве на фестивале «Виртуозы гитары» в зале им. П. И. Чайковского.

По словам кандидата искусствоведения Ирины Кривошеевой, «музыка Пьяццоллы соткана из резких контрастов: с одной стороны — горячая накалённость эмоций, с другой — проникновенная, обезоруживающая искренность — и всё это объединено неумолимым как судьба ритмом танго. Исполнителям в полной мере удалось передать напряжённый нерв танго-композиций аргентинского композитора, в то же время, через вдохновенную импровизационность монологов и диалогов солистов между собой и с оркестром, открыть внутреннюю свободу, живущую в этой музыке. Концерт для гитары с оркестром Качо Тиаро прозвучал для ульяновских слушателей впервые. Пройдя по пути Пьяццоллы, аргентинская музыкальная классика обогащается новыми произведениями концертного жанра для инструментов, ранее редко выступавших в этой роли. Тирао — талантливый автор, сумевший со всей полнотой раскрыть мелодические, виртуозные и красочно-тембровые возможности гитары и нашедший выразительные оркестровые краски, которые, отеняют и дополняют звучание солирующего инструмента. Ульяновские гитаристы, находящиеся в зале, слушали этот концерт, как и оркестровую редакцию „Истории танго“ Пьяццоллы, буквально, затаив дыхание».

«О мастерстве солистов говорить излишне — это тот уровень, когда все виртуозные приёмы, все тонкости звукоизвлечения, фразировки, нюансировки… просто становятся музыкой, проникающей в сердце каждого слушателя, — добавила Ирина Кривошеева. — Достойным этой высокой планки стало и мастерство дирижёра Ильи Дербилова: благодаря его музыкальной чуткости и выразительной дирижёрской технике, оркестр находился в гибком творческом контакте с солистами, мгновенно отзываясь на яркие эмоциональные и темпово-динамические контрасты этих интереснейших партитур ХХ века».

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору