В Нижнем Новгороде впервые проходит международный фестиваль, посвященный знаменитому эстонцу
Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии, дирижер — Андрес Мустонен (Эстония). Фото © Нижегородская филармония
Ретроспективу симфонической музыки Арво Пярта представили на международном музыкальном фестивале «Другая музыка. Пярт» в Нижегородской филармонии им. М. Ростроповича. Эстонский маэстро Андрес Мустонен выступил с Академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии.
Фестивалями современной академической музыки Нижний Новгород не так сильно и удивишь, даже притом, что проходят они там не так часто, зато уж если проходят, то претендуют на этапы в истории. В 1964 году тут смело провели фестиваль музыки Дмитрия Шостаковича, а в 1989-м еще более бесстрашно — музыки Альфреда Шнитке. Когда в Москве и Ленинграде о таких вольностях и помыслить не могли, в Горьком это оказалось сделать намного легче, насколько это было возможно в те непростые годы. Коль скоро возникают фестивали, на них воспитывается и растет публика, традиции которой не исчезают до сих пор. Слушатели сидят на концертах, как самые прилежные, высокомотивированные отличники на лекциях. Градус интереса к современности в Нижнем Новгороде очень активно поддерживают Центр современного искусства «Арсенал», Центр немецкой и европейской культуры.
Предшественником фестиваля «Другая музыка. Пярт» в Нижнем Новгороде был проект «Другая музыка. Бах», громадный успех которого в 2016 году не оставил у Центра немецкой и европейской культуры и его ди? ректора Павла Милославского никаких сомнений в том, что требуется продолжение. Рядоположенность имен Баха и Пярта нельзя не признать идеальной: оба в разные столетия творили с неустанной мыслью о Боге и венце его творения. Если в случае с именем Баха определение «другая музыка» давало понять, что хорошо и очень хорошо знакомую музыку Иоганна Себастьяна можно слушать в неожиданных интерпретациях и разных сценических пространствах, то музыку живого классика современной музыки Арво Пярта назвать так можно было без большого преувеличения.
Для большинства любителей его сочинения остаются действительно «другой музыкой». Во-первых, потому что нечасто исполняются, а во-вторых и в главных, несмотря на десятилетия, прошедшие с момента многих премьер, «другой» она продолжает оставаться в массовом сознании — далекой и непостижимой. Фестиваль «Другая музыка. Пярт» дал шанс чуть ближе рассмотреть эту далекую планету. Громадный плюс нового фестивального проекта — рассмотрение искусств в союзе и контексте, позволяющее наблюдать за тем, как та или иная музыка способна соединять несоединимое, раскрывать парадоксальное родство тех или иных мотивов и сюжетов культуры, переводить с одного языка на другой, делать понятным, близким и родным. И главным союзником на «Другой музыке» стало кино.
Ретроспектива фильмов, в которых в разные годы была использована музыка Арво Пярта, доказала универсальность музыкального языка автора стиля tintinnabuli, или «колокольчики», способного одухотворять и наполнять смыслом сюжеты любой сложности. От «Покаяния» Абуладзе до «Великой красоты» Соррентино, от «Рая» Тыквера до «Изгнания» Звягинцева пяртовские заимствования звучат, как голос неба, пульсация совести, страх и трепет души. Поразительно было наблюдать, как в, казалось бы, далеком от коллизий музыки Пярта фильме «Место под соснами» Дерека Сиенфрэнса, где играют голливудские звезды, фрагменты из Fratres, написанного для камерного ансамбля, придали сериальному детективу черты высокой трагедии, философски и художественно удорожив проект, задавая зрителю вопросы в духе Шекспира или Достоевского.
Небольшим составом участники двухдневной международной конференции «Творчество Арво Пярта в контексте современной культуры», состоявшейся в стенах Нижегородской консерватории им. М. И. Глинки, деликатно попытались разобраться в бесхитростных хитросплетениях языка композитора, скорее вспоминая уже известное, чем заглядывая в неизвестное. Среди участников был и Леопольд Браунайс, профессор Венского университета, считающийся одним из крупнейших специалистов по музыке Пярта. Он выступил с докладом «Топосы звука и мелодического движения в стиле tintinnabuli Пярта и их значение», дав повод сопоставить эти топосы с барочной риторикой Баха. Доклад Елены Прытковой о музыке Пярта в Нижнем Новгороде убеждал в том, что у этого города есть все основания претендовать на звание российского лидера по числу исполнений автора знаменитой Tabula rasa. А увлекательное сообщение профессора кафедры современной музыки Московской консерватории, доктора искусствоведения Светланы Савенко «Музыка А. Пярта в пространстве визуальных искусств» оказалось наиболее соответствующим теме конференции. Светлана Ильинична, лично знакомая с композитором, рассказала о том, как активно обращаются к музыке Пярта и в театре, и в кино, напомнив также об уникальном проекте в духе тотального театра — «Страстях по Адаму» Пярта в постановке Роберта Уилсона, который состоялся в Таллине в 2015 году в бывшем литейном цехе «Ноблесснера». Ретроспектива симфонической музыки Арво Пярта в Нижегородской филармонии стала одной из главных кульминаций фестиваля.
Сочинения разных лет — от Perpetuum mobile 1963 года и Третьей симфонии 1971 года до La Sindone («Плащаница») 2006-го и Четвертой симфонии Los Angeles 2008-го, заказанной Лос-Анджелесским филармоническим оркестром и посвященной Михаилу Ходорковскому, вновь поразили интенсивностью духовных и стилевых поисков композитора. Маэстро Андрес Мустонен в кратчайшие сроки сумел добиться от симфонического оркестра Нижегородской филармонии высокой напряженности и стилистической убедительности. Мустонен, по праву считающий себя другом композитора, с которым был знаком еще с 1970-х, своим антидиктаторским, по-особому мудрым дирижерским жестом позволил и оркестрантам, и слушателям беспрепятственно войти в звуковой мир Пярта. Где так много света и надежды на спасение и прощение, где на каждый диссонанс найден свой абсолютный консонанс, христиански оправдывающий любое, даже самое падшее человеческое создание.
Санкт-Петербург — Нижний Новгород
Источник:
www.ng.ru