В 12 лет Асия Корепанова выступала на открытии Большого концертного зала им. С.Сайдашева. С тех пор прошло почти 19 лет. За это время ученица музыкальной школы при Казанской консерватории закончила Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. На ее счету победы на многих престижных международных конкурсах.
Сейчас Асия — солистка Московской государственной академической филармонии, живет в Америке. На минувшей неделе гостья из Майами выступила на сцене БКЗ в рамках традиционного цикла «Steinway-вечера».
Представляем гостью
Асия Корепанова родилась в Ижевске. Училась в ССМШ при Казанской государственной консерватории, потом продолжила образование в Москве. В 12 лет стала лауреатом премии Президента России Бориса Ельцина «За творческие достижения». В 2009 году стала лучшей выпускницей фортепианного факультета Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, является лауреатом независимой премии поощрения высших достижений в области искусства и литературы «Триумф».
Помимо музыки Асия занимается графикой и пишет стихи. В 1994 и 1998 годах были выпущены сборники ее стихотворений с собственными графическими иллюстрациями. Издан художественный альбом с графическими картинами Асии и двенадцатью стихотворениями-комментариями.
— Асия, вы участвовали в открытии концертного зала. На вечере была политическая и творческая элита России. Ощущения от такого ответственного выступления помните?
— Было большое волнение. Концерт казался мне событием планетарного масштаба. С тех пор я довольно часто играю здесь. И это всегда интересно, волнительно. Чувствую, что это родное и очень важное место для меня.
— Зрители, которые приходят на концерты классической музыки в США, Европе, отличаются от российских?
— В каждой аудитории есть люди, которые пришли просто за компанию. Многие приходят на имя исполнителя, потому что это модно, престижно. А есть и те, кто по-настоящему разбирается в музыке. Но российская публика более критична. Она настороженно ждет: «Ну, давай, посмотрим, как ты нам сыграешь…» Эту публику надо завоевывать. А там встречают более открыто, с искренним интересом. И уже по ходу концерта решают, нравится им или нет.
— Интересно, как в таком плотном графике вам удается выкраивать время для поэзии и рисования.
— На первом плане у меня, естественно, музыка. Если музыка — это эмоции, то стихи, графика — огромная работа головы. Я воспринимаю стихи как жесткий конструктор. Ты отвечаешь за каждое слово, за гармонию, за музыку этих слов. Поэтому стихи и рисование в какой-то степени помогают контролировать эмоции.
— А музыку пишете?
— Да, правда, не очень часто.
— Не страшно представлять свои сочинения большой зрительской аудитории?
— Немного страшно. Например, волнуюсь, как казанцы воспримут мои транскрипции — переложение для фортепиано произведений, которые были написаны не для фортепиано. В Казани прозвучит соната для виолончели соль минор, опус 19 Сергея Рахманинова. Это первое исполнение в России. Партию виолончели я вплела в партию фортепиано. Это технически сложно. Сложнее, чем оригинал.
— В вашей жизни был уникальный случай, когда Владимир Спиваков предложил вам заменить его пианиста, который должен был играть второй концерт Прокофьева. До выступления было всего три дня, и вы сделали практически невозможное — выучили концерт…
— Эти три дня я запомню навсегда! Второй концерт Прокофьева я слышала, но никогда не играла. Для меня предложение Владимира Спивакова было неожиданным. И было всего два варианта. Либо ты говоришь «да», занимаешься по 38 часов в сутки, делаешь это и умираешь на месте. Либо ты пугаешься, поджимаешь хвост, говоришь «нет», но при этом никогда не узнаешь, на что ты способен в экстремальной ситуации. Я сказала: «Да!» В панике выучила концерт за три дня. Сыграла его. Пришла домой абсолютно без сил. Прямо в пальто рухнула на кровать и проспала 18 часов.
Этот опыт дал мне понимание, что я все могу. К сожалению, многие боятся даже попробовать. Но надо рисковать, пробовать, чтобы потом не жалеть об упущенных возможностях.
Ольга ИВАНЫЧЕВА
www.kazved.ru