В конце сентября во Владимире дала концерт выдающая пианистка Полина Осетинская.
Это было похоже на чашку горячего шоколада в одинокий и холодный осенний вечер. А за окнами — житейское море. Акварель дождливых улиц, фонарей, новостных выпусков, рекламы, ярких витрин и вывесок. Но это не было чашкой горячего шоколада. Весь концерт меня не покидало ощущение того, что меня завернули в шерстяной плед, что я пью густой согревающий напиток, что сейчас в Зале — только музыка.
За роялем — Полина Осетинская. Когда Маэстро сообщил о ее приезде во Владимир, было чувство неожиданного подарка ко дню рождения. Действительно, о концерте этой выдающейся пианистки в Центре классической музыки в начале сентября мы еще ничего не знали. И для многих он стал настоящим сюрпризом и творческим открытием.
Дирижеру Артему Маркину пришлось пересмотреть весь свой концертный план, расписанный далеко вперед. «Пересмотреть и перетряхнуть», — так он с улыбкой выразился. Выступление с Полиной Осетинской и для него стало подарком, не только для нас.
Помню Полину во Владимире — два года назад, когда она исполняла Генделя. Полупустой зал. Все вокруг — лаконично-черное. И такая же лаконичная музыка, кажется — космическая по своему звучанию. И сцена — словно и не сцена вовсе, а отдельная планета, астероид номер такой-то, на котором живет пианистка и ее музыка. И нас допустили на эту планету.
Ах, если бы можно было смонтировать фильм из воспоминаний…
Этот приезд Полины мы очень ждали. Был всего один час репетиций с Владимирским Губернаторским симфоническим оркестром и Маэстро. Всего один час! Но сочинение Дмитрия Шостаковича звучит так, словно вместе уже пройдено множество дорог, репетиций, сыгран не один десяток концертов. И я верю, что не один десяток концертов, действительно, будет сыгран Полиной Осетинской на сцене Центра классической музыки.
«Прощай, грусть» — так называется книга этой выдающейся пианистки. В ней она предстает как тонкий писатель. Перед читателем обнажаются глубокие душевные раны, боль хрупкого и всё понимающего сердца. В ее слове — особая музыка. И первый мой вопрос к Полине был именно о грусти и о книге.
— Помню, как несколько лет назад читала вашу книгу «Прощай, грусть». Она производит не меньшее впечатление, чем музыка, которую вы исполняете. Это своего рода исповедь, вы рассказываете об очень сложных отношениях с отцом. А получилось все-таки проститься с грустью?— Если кто-то хочет найти повод для грусти, он его всегда найдет. А с отцом я общаюсь, привозила показать ему своих детей. Все-таки у него возраст, и он болеет, его жизнь идет к своему закату. Но периодически он звонит мне и по-прежнему настаивает, чтобы я покаялась перед всем миром. Он считает, я должна это сделать. Он говорит, что я виновата во всех его бедах. Не знаю, на долго ли меня хватит продолжать такого рода общение.
— Ровно два года прошло со времени вашего прошлого визита во Владимир, когда вы исполнили перед владимирцами музыку Генделя и Чайковского. Почему снова — Владимир?— Логика всех последних событий была такова, что следующим городом в моем концертном графике должен был стать именно Владимир. Вам повезло, вы живете в окружении такой красоты. Удивительный город, удивительные музыканты. Меня настолько тронула готовность Маэстро Артема Маркина сыграть со мной Концерт для фортепиано с оркестром No 2 Шостаковича, что я с трудом могу здесь подобрать подобающие слова восхищения. Владимирцам очень повезло, что здесь есть оркестр такого высокого уровня.
Периодически я останавливаюсь во Владимире. Скажем, по дороге из Шуи или из Плеса. Паркую машину. Беру свою маленькую дочку на руки, и мы вместе гуляем по улицам города, вокруг Успенского собора.
— Вы приехали в день самого концерта. В полдень началась репетиция. За то небольшое время, которое оставалось до выступления, вам удалось погулять по городу?— На этот раз — нет. Времени оказалось так мало. Но я очень надеюсь, что в следующий раз возможности для прогулки по древнему Владимиру будет больше. Меня очень порадовало то, как владимирцы слушают музыку. Обещаю, что непременно приеду с новыми произведениями и новой программой.
Екатерина ЦветковаФото автора и Дмитрия Киреева zavladimir.ru