«Ave Maria» в Пицундском храме

Добавлено 07 июля 2014 ekrivitskaia

Евгения Кривицкая (орган), Алиса Гицба (сопрано), Концертный зал Пицундского храма

Воскресным июльским вечером, когда приморский воздух задышал предчувствием сумерек, в Пицундском храме ожил орган. Его голос зазвучал сначала робко, вкрадчиво, а потом все увереннее, обнажая затаенную страсть. А вот и спутник его — по волшебному теплый и нежный голос женский, обволакивая пространство, вознесся под своды храма.

Так началась очередная встреча-откровение в рамках культурных сезонов «Россия — Абхазия». Подарили ее поклонникам высокого музыкального искусства наша замечательная певица, заслуженная артистка России, народная артистка Абхазии, солистка Московского музыкального театра Геликон-опера Алиса Гицба и органистка, профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения, дипломант международного конкурса Евгения Кривицкая.

Представляя участников концерта органной и вокальной музыки под единым названием «Ave Maria», музыковед, художественный руководитель Абхазской государственной филармонии Эсма Джения подчеркнула, что встреча эта стала возможной при поддержке министерств культуры Абхазии и России.

Каноническая молитва «Ave Maria» имеет аналогию и в Православии — «Богородица, дева, радуйся!». К этой нетленной теме обращались композиторы разных эпох и народов, а Алиса Гицба предоставила нам возможность познакомиться с лучшими произведениями из мировой сокровищницы. Бах и Вивальди, Шуберт и Моцарт, Верди и Масканьи… У каждого творца свое звучание «Ave Maria», и сопрано Алисы проживало каждый шедевр, а чувства — собственные чувства певицы и пережитое многострадальным абхазским народом — обогащали и придавали особый драматизм.

Евгения Кривицкая, которая в интервью после концерта рассказала, что в Абхазии она впервые и для них с Алисой это совместное выступление — дебют, представила слушателям произведения храмовой музыки, созвучные духу концертной программы. Зрители встречали овациями токкату и фугу ре минор И.-С. Баха, адажио из концерта ре минор для органа соло Баха в обработке Марчелло, а также фрагменты сюиты второго тона для органа соло Луи Николя Клерамбо и другие.

То, что Алиса звучала в этот вечер как-то по-особенному, отметили все поклонники её таланта. Слушатели встречали каждый выход своей любимицы затаив дыхание и лишь после того, как переставала звучать заключительная нота, тишину храма взрывал шквал аплодисментов и крики браво.

На бис Алиса спела «Песню о скале» — это было потрясающее исполнение, и слушатели старшего поколения плакали. И вот еще одна — самая, пожалуй, загадочная «Ave Maria» Джулио Каччини. Только недавно стало известно, что настоящим автором этого произведения является русский композитор Владимир Вавилов.

Впрочем, всё это становится неважно…

В тот миг, когда голос Алисы, обретая нечеловеческую силу, уносит моё сознание ввысь, под купол, откуда улыбаются всем нам глаза Иисуса, я чувствую, как и каждый в зале, — нет границ для этой музыки.

Не нужно прятать слезы. Музыка звучит, и почему-то хочется верить, что слышат её и те, кто двадцать один год назад в июльские дни 1993 года шел в атаку за свободу дорогой нашей Абхазии, те, для которых сама жизнь тогда превратилась в возможность защищать свою Родину… И, хочется верить, музыка эта — как связь между мирами — живых и вечно живых. И только она, музыка, звучащая под сводами храма, позволяет нам — пусть ненадолго — снова встретиться.

Юлия Соловьева
АПСНЫПРЕСС, 07.07.2014
http://apsnypress.info/news/12438.html

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору