Бах, барокко и британский лев

Добавлено 03 марта 2017 muzkarta

Зал Свердловской филармонии, Свердловская филармония, Уральская консерватория

Начался VII Международный музыкальный фестиваль Bach-fest

В первый день весны в Свердловской академической филармонии (ул. К. Либкнехта, 38а) начался VII Международный музыкальный фестиваль Bach-fest, который продлится до 29 марта. Первые два «б» — Иоганн Себастьян БАХ, вершина эпохи барокко в музыке, — привычны для наших меломанов, из года в год посещающих екатеринбургский Bach-fest, крупнейший баховский фестиваль в России. Но вот на афише седьмого фестиваля рядом с портретом великого немецкого композитора появился британский лев на фоне Union Jack — флага Великобритании. Всё просто. Арт-директор и инициатор фестиваля, органист филармонии Тарас БАГИНЕЦ объяснил нам накануне первого концерта:

— Тема седьмого фестиваля — Бах и британская музыка. Почему именно британская? Да потому что уже многое играли, а вот эту музыку ещё нет. За прошедшие годы Bach-fest представил национальные школы, композиторы которых ориентировались в своём творчестве на достижения Баха, — немецкую (дважды), итальянскую, французскую… Британская музыка, связанная с Бахом незримыми, но явными нитями, — для нас новая интересная тема.
Тарас Багинец, создавая этот фестиваль, словно перевернул изречение знаменитого исследователя баховского творчества, немецкого и французского музыканта, гуманиста, философа культуры Альберта ШВЕЙЦЕРА: «Ничего не идёт от Баха, но всё ведёт к нему». Арт-директор Bach-fest, не отвергая афоризма Нобелевского лауреата премии мира (1952 год), тем не менее, считает:

— Всё идёт от Баха. Каждый композитор с детских лет изучал его сочинения, играл их, впитывал в себя как баховскую технику письма, так и его мелодии, гармонии, изучал образную и эстетическую составляющие его музыки, всего того, что и на сегодня остаётся непревзойдённым достоянием человечества. И каждый композитор, начиная со второй половины XVIII века и до наших дней, в той или иной мере считает себя баховским учеником… Искусство Баха сравнимо с могучим деревом, ствол которого — его музыка, а ветви — порождённые ею магистральные направления национальных композиторских школ.
В программе фестиваля будут звучать сочинения современника, ровесника и поначалу соотечественника Баха — Георга Фридриха ГЕНДЕЛЯ. Большую часть жизни Гендель, немец по рождению, провёл в Великобритании, став английским подданным. Его особую роль как «посредника» Баха подчеркнул Тарас Багинец:

— Именно Гендель стал мостом между континентальным и островным музыкальным искусством. Он вознёс британскую музыку к новым вершинам, побудив слушателей к сравнению сочинений британцев с баховскими, в конечном итоге увеличив и свою известность, и узнаваемость музыки Иоганна Себастьяна Баха во всём мире. Если бы не было Генделя, нам было бы значительно сложнее дотянуться до британской музыки.

В первом же концерте Бах и Гендель объединены — две баховские кантаты, лирические и скорбные, написанные совсем молодым тогда композитором, и торжественные, «коронационные» произведения Генделя «Te Deum», «Садок-священник». Генделем знакомство с британской музыкой не исчерпывается. На фестивальных концертах прозвучат произведения Уильяма БЁРДА, Генри ПЁРСЕЛЛА, сэра Эдварда ЭЛГАРА, Густава ХОЛСТА. Для многих слушателей станет открытием творчество Тобиаса ХЬЮМОМА, Томаса АРНА, Стенли БЕЙТА.

Репетицию барочных баховских кантат из самого первого концерта мы увидели и услышали на сцене под руководством заслуженного деятеля искусств РФ, дирижёра Андрея ПЕТРЕНКО. Хористов и оркестрантов в те минуты было немного, и, как нам объяснили, это потому, что нам представили камерные небольшие произведения Баха. На фестивальной сцене будет многолюдно: в десяти концертах участвуют Уральский академический филармонический оркестр, Симфонический хор филармонии, Уральский молодёжный симфонический оркестр и хор Уральской консерватории, московский ансамбль Pratum integrum, солисты филармонии и Театра оперы и балета… Всего более 350 музыкантов соберёт за время фестиваля филармония. И, конечно, екатеринбургский орган зазвучит на Баховском фестивале в полную мощь. Играть будут: профессор Бирмингемской консерватории Генри ФЭЙРС (Великобритания), органист той самой церкви св. Фомы в Лейпциге, где работал Бах, Штефан КИССЛИНГ (Германия) и екатеринбургский органист Тарас Багинец, арт-директор Bach-fest, который участвует в большинстве фестивальных концертов. Кстати, гость из Великобритании профессор Фэйрс будет за «королём инструментов» 21 марта — в день рождения Иоганна Себастьяна Баха.

Екатерина ШАКШИНА, 1 марта 2017
вечерний-екатеринбург.рф

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору