Барочные отношения

Добавлено 28 ноября 2017 волонтер

Московская академическая филармония

Знаменитый французский ансамбль старинной музыки Уильяма Кристи Les Аrts Florissants («Цветущие искусства») и Академия молодых певцов Le Jardin des Voix («Сад голосов») представили в абонементе Московской филармонии программу «Английский сад»: музыку двух веков Британии — от эпохи Елизаветы до середины XVIII века.

Из старинных произведений Уильям Кристи собрал единую программу про современность. Фото: РИА Новости

Но сценическая история, представленная Les Аrts Florissants и Le Jardin des Voix на сцене зала Чайковского, оказалась менее всего связана с реальной историей Англии, пережившей в те два века и расцвет искусств, и пуританский религиозный фанатизм, буржуазную революцию и реставрацию монархии. В программе же английских композиторов, собранной Уильямом Кристи, звучали вечные гимны гармонии, любви и веселью Вакха. Две части программы — The Mystery of Music («Тайна музыки») и A Night of Revels («Ночь веселья»), были выстроены как единое музыкальное произведение, единая «английская партитура», театрализованная на сцене в духе ироничной буколики — с современными нимфами и пастухами.

Увертюрой к «Английскому саду» прозвучало вступление к опере «Буря» Мэтью Локка, написанной в XVII веке по шекспировской драме и очаровывающей своим гармоничным струнным «штормом». Действие «Сада» открывал эффектный номер Орландо Гиббонса «Крики Лондона», уже цитировавшийся когда-то в силуэтном фильме Лотты Райнигер «Маленький трубочист». В зале же Чайковского «крики Лондона» неслись из всех углов — с балконов, из проходов зрительного зала, призывая покупать репу, веревку, устрицы, свечи, фонари, девушек легкого поведения и прочее. Оказавшись на сцене, певцы исполняли роли счастливых «пастухов и нимф» в хоре Генделя «O the pleasure of the plains!» («О, удовольствие равнин!») из оперы «Ацис и Галатея», воспевающих радости земной жизни.

Логика номеров у Кристи была выстроена безупречно: первая часть «Сада» — оммаж музыке, «Чудеснейшая машина» с вращающимся, как колесо, звуком фагота из Оды святой Цецилии Генри Перселла, генделевское посвящение Цецилии «Из гармонии…», где солирует виртуозная скрипка и мчащийся за ней голос (бас-баритон Падрек Роуэн), изображающий ярость ревности. В другом фрагменте генделевской оды голос (меццо-сопрано Эва Зайчик) соперничал уже с флейтой и теоброй. Вся эта часть была бесконечным агоном голосов и музыкальных инструментов, преследующим одну лишь цель, — воссоздать противостоящую хаосу гармонию.

Во второй части «Сада» компания музыкантов разыгрывала современную «ночь веселья». И здесь уже «пастухи», распивающие под музыку Перселла пиво и восхваляющие Бахуса, размахивали флагами Евросоюза и Британии. И в этой потасовке побеждал Евросоюз. А «нимфы» несли по сцене таинственно мерцающие свечи под звуки арии «See, even Night herself is here» («Смотри, даже сама Ночь здесь») из оперы «Королева фей». В финале программы исполнялся целый цикл музыки, воспевающей новое утро. И как всегда результат у Кристи оказался абсолютно убедительным, особенно в том, что старинная музыка — это настоящий «сад» современных смыслов.

Источник: rg.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору