На 91-м году жизни народный артист СССР Александр Ведерников. Он входил в плеяду самых известных российских басов ХХ века, эпоха которых открывалась именами Федора Шаляпина, Ивана Петрова, Максима Михайлова. В эту эпоху пели прославленные басы Григорий и Александр Пироговы, Артур Рейзен, Алексей Иванов, Евгений Нестеренко и другие.

Фото: Педенчук / РИА Новости
Александр Ведерников пел те же партии, что и его знаменитые предшественники и коллеги — практически весь основной басовый репертуар, сначала на сцене Кировского (ныне Мариинского), а затем 42 года (с 1958-го по 1990-й) и Большого театра. Образы, созданные им, даже в таком авторитетном «окружении» становились театральными легендами: в русской опере — Иван Сусанин в «Иване Сусанине», Руслан и Фарлаф в «Руслане и Людмиле» Глинки, хан Кончак в «Князе Игоре» Бородина, Мельник в «Русалке» Даргомыжского, царь Борис, Варлаам и Пимен в «Борисе Годунове», Хованский в «Хованщине» Мусоргского, Собакин в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Гремин в «Евгении Онегине» Чайковского, Кутузов в «Войне и мире» Прокофьева и другие. Он создал незабываемые сценические образы и в западном оперном репертуаре — Даланд в «Летучем голландце» Вагнера, Мефистофель в «Фаусте» Гуно, Дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини, Король Филипп и Великий инквизитор в «Доне Карлосе» Верди, Лепорелло в «Доне Жуане» Моцарта. Он выходил на сцену и в операх ХХ века: «Неизвестный солдат» и «Зори здесь тихие» Молчанова, «Катерина Измайлова» Шостаковича и других.
И каждый раз публика попадала, как в гипнозе, под власть харизмы Ведерникова — его фундаментального, цельного характера, «круглого», мощного баса, яркого артистизма, уникального дара перевоплощения. Не случайно Александр Ведерников был одним из немногих советских оперных артистов приглашен стажироваться в Италии, в миланском театре Ла Скала (в 1960—1961 годах) и выступать на этой великой сцене.
Но Александр Филиппович Ведерников был также одним из самых выдающихся в ХХ веке исполнителей камерной музыки самых разных жанров. Его колоссальный, совершенно энциклопедический концертный репертуар включал сотни романсов, песен, арий композиторов разных стран и эпох — от Монтеверди, Перселла, Скарлатти, Баха, Бетховена, Шуберта, Шумана, Глинки, Бородина, Рахманинова, Римского-Корсакова, Чайковского, до Шостаковича, Кабалевского, Гаврилина, Леднева.
Но его «альтер-эго» стала музыка Георгия Свиридова — еще со студенческих времен, когда молодой певец исполнил свиридовскую поэму «Страна отцов» на стихи Аветика Исаакяна. А дальше: 9 песен на стихи Роберта Бернса, образ Поэта в «Патетической оратории» на слова Владимира Маяковского, Песни на слова Александра Пушкина, Федора Тютчева, Александра Блока, Сергея Есенина — все эти свиридовские сочинения звучали голосом Александра Ведерникова, которого так ценил композитор. Свиридов считал, что именно этот певец обладает особенно чутким и острым пониманием русской национальной стихии в музыке.
Несомненно, это качество было связано с крестьянскими корнями певца, родившегося в 1927 году в селе Мокино Кировской области. С детства мечтой его было стать музыкантом. Поэтому, окончив в 16 лет горный техникум, Александр Ведерников поступил в музыкальное училище, а затем — в Московскую консерваторию. Дальше уже последовали его победы на конкурсах, долгая и яркая жизнь на сцене, международное признание, награды, звание народного артиста СССР. И вся его судьба стала осуществившимся образом его мечты. Он был выдающимся певцом ХХ века, оставаясь до вчерашнего дня живой легендой мировой оперной сцены.
О дате прощания с Александром Ведерниковым станет известно позже.
Источник:
rg.ru