Фестиваль «Басы ХХI» века, открывшийся концертом камерной музыки, завершился на прошлой неделе гала-концертом «О любви на разных языках». В этот вечер звучали арии из опер Моцарта, Верди, Глинки, Рахманинова, Чайковского…

Весь вечер шесть мастеров оперной сцены, именитые басы, перечисление регалий которых порой занимало несколько минут — солисты Москвы, Санкт-Петербурга, Гамбурга и Самары — пели нам о любви. Хотя, казалось бы, не их это дело, обладателям самого низкого голоса композиторы доверяют все больше говорить о судьбах мира. В череде оперных партий — почтенные старцы, цари, священники и даже потусторонние силы. Любовные арии удел сладкоголосых теноров, но и басам, как оказалось, ничто человеческое не чуждо.
Басы говорили о любви, но прежде всего о любви к отечеству, к родной земле. «О, дайте, дайте мне свободу, я свой позор сумею искупить…» пел солист гамбургской оперы
Владимир Байков. В 2011 году певец дебютировал в роли князя Игоря в спектакле Самарского театра оперы и балета на VII басовом фестивале. И вновь Князь, но в концертном варианте.
Ария Ивана Сусанина из оперы Глинки «Жизнь за царя» прозвучала в исполнении солиста Московского театра «Геликон — опера»
Алексея Тихомирова. «Как во городе, да во Казани Грозный царь пел да веселился…» пел Варлаам — солист Мариинки
Геннадий Беззубенков, впервые приехавший на фестиваль и сразу же завоевавший любовь зрителей. В его же исполнении прозвучала и ария старика из оперы «Алеко». Что тут скажешь, «от любви не убежать, не спрятаться» даже царям, басам и почтенным старцам. И солист Большого театра
Павел Кудинов в образе Алеко признавался в своих чувствах Земфире. Звучали в гала-концерте арии из опер Моцарта, Верди, Вагнера, Римского-Корсакова. Монолог генерала из оперы «Игрок» исполнил
Андрей Антонов. И арию Гремина исполнять вышли все участники фестиваля. «Любви все возрасты покорны, ее порывы благосклонны» пели поочередно и ансамблем басы. Собственно таким же образом прозвучали и куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст» Шарля Гуно. Арий Мефистофеля в этот вечер было больше всего. И ария со свистом из оперы Арриго Бойто (ее блестяще исполнил
Владимир Кудашев), и после ансамблевых куплетов «Люди гибнут за металл» отдельно серенада Мефистофеля. Но, с другой стороны, гала-концерт, это всегда собрание самых ярких и сложных произведений. И нынешний завершающий вечер был ими богат. Собственно, как и всегда на фестивале «Басы XXI века».
Фоторепортер: Антон СЕНЬКО
www.vkonline.ru