«Басовая домра — большая душа»

Добавлено 04 мая 2018 волонтер

17−18 марта в Санкт-Петербурге состоялся первый Всероссийский фестиваль им. И. М. Фоченко «Басовая домра — большая душа». Концерты фестиваля прошли в залах Музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова и Герценовского университета. В рамках форума был проведен открытый научно-практический семинар «Басовая домра в современном музыкальном искусстве и образовании».

Басовая домра — широко известный оркестровый и ансамблевый инструмент, созданный мастером С. И. Налимовым под руководством В. В. Андреева в конце XIX века. В 1896 году В. В. Андреев пришел к выводу о необходимости обогащения звучания его ансамбля, состоящего только из балалаек, новыми красками. Поиски в этом направлении привели к появлению вначале малой и альтовой домр, а затем дополнились другими видами: пикколо, теноровой, басовой и контрабасовой. Так «Кружок любителей игры на балалайках» преобразовался в «Великорусский оркестр», а различные домры прочно вошли в его состав. В качестве самостоятельного солирующего инструмента раньше других заявила о себе малая домра, позже на концертную эстраду вышла домра альтовая. Что касается басовой домры, то она долгое время продолжала оставаться преимущественно ансамблевым инструментом, хотя опыты исполнительства сольных произведений на ней известны (примером может служить созданный С. Губайдулиной в 1977 году цикл «По мотивам татарского фольклора», в который входят пьесы для малой, альтовой и басовой домр).

Ситуация стала постепенно меняться в самом конце XX века, и связана эта перемена с именем выдающегося петербургского музыканта и педагога Игоря Михайловича Фоченко (1945−2016). В Санкт-Петербургском музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова в классе И. М. Фоченко состоялся первый опыт профессионального обучения игре на басовой домре. Его выпускница 1990 го-

да Людмила Бубнова продолжила обучение в качестве басовой домристки в Санкт-Петербургской государственной консерватории в классе профессора И. И. Шитенкова.

Будучи артистом Государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица», Игорь Михайлович Фоченко часто выступал в качестве солиста — басового домриста в сопровождении оркестра. Также регулярно проходили его концерты в творческом содружестве с Надеждой Лукьяновой (фортепиано). Активная концертная деятельность И. М. Фоченко обогатила репертуар басовой домры и по-новому раскрыла возможности инструмента. Появились выполненные им переложения произведений И. Альбениса, А. Дворжака, Э. Гранадоса и многих других композиторов.

Целью фестиваля помимо возможности услышать выступления лучших музыкантов Санкт-Петербурга и Москвы была организация площадки для обмена опытом и передачи секретов мастерства от старших коллег младшим. К сожалению, на сегодняшний день ситуация с обучением игре на басовой домре такова, что каждый музыкант вынужден самостоятельно искать средства выразительного и техничного исполнения, поскольку специфика исполнительства на басовой домре коренным образом отличается от малой и альтовой домр. В лучшем положении находятся молодые музыканты, работающие в оркестрах, где они имеют возможность перенять опыт старших артистов. Хранителем традиций исполнительского мастерства является опытнейший басовый домрист Санкт-Петербурга, концертмейстер группы басовых домр Государственного академического русского оркестра им. В. В. Андреева Анатолий Иванович Бусленко. Его присутствие на концертах, выступление с докладом и рекомендациями молодым исполнителям на научно-практическом семинаре невозможно переоценить.

Первый концерт фестиваля «Памяти

И. М. Фоченко», состоявшийся 17 марта в Малом зале Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова, был уникален как исполняемыми произведениями, так и составом исполнителей. В руках Владислава Игнатьева мы услышали инструмент Игоря Михайловича, звучание которого многие хорошо помнят. Впервые в исполнении Людмилы Николаевой на басовой домре прозвучала Элегия памяти В. А. Лукьянова и И. М. Фоченко петербургского композитора В. Сапожникова. Гостья из Москвы Мария Воронцова представила произведение С. Губайдулиной «По мотивам татарского фольклора». Аспирантка СПбГИК Анастасия Строкина исполнила Largo Й. Гайдна, импровизацию Э. Шейнкмана на тему А. Гурилева «Однозвучно гремит колокольчик» и «Серенаду» (экспромт в стиле румбы) А. Бабаджаняна. Скерцо Р. Глиэра прозвучало в интерпретации Анастасии Паньковой. Сотрудничество музыкантов Москвы и Санкт-Петербурга было представлено необычным дуэтом басовой домры и контрабаса. Мария Воронцова и Владислав Игнатьев исполнили «Экспромт» А. Арутюняна. Наталья Суворова и Анна Топоркова предложили вниманию слушателей Элегию А. Петрова из музыки к к/ф «О бедном гусаре замолвите слово» в переложении для басовой и альтовой домр. Завершился концерт исполнением Арии из Бразильской бахианы № 5 Э. Вилла-Лобоса в интерпретации Фёдора Соломенцева (скрипка) и Людмилы Николаевой (басовая домра). Особо отметим профессиональных концертмейстеров: Лидию Попялковскую, Надежду Медведеву, Анну Курганову, Марию Бердюгину.

Второй концерт фестиваля «Басовая домра Solo» состоялся 18 марта в институте музыки, театра и хореографии РГПУ

им. А. И. Герцена. Участников тепло приветствовала директор ИТМиХ И. С. Аврамкова. Солисты — басовые домристы выступили в сопровождении петербургского оркестра «Перезвоны», которым руководит ученица И. М. Фоченко Марина Рогова. Анастасия Панькова и Анастасия Сучкова в уникальном дуэте басовой и теноровой домр исполнили «Помню, мать мне пела…» из цикла «Цыганские мелодии» А. Дворжака. В ансамбле малой и басовой домр прозвучали «Вариации на русскую тему» И. Хандошкина в исполнении Алины Богук и Людмилы Николаевой. Мария Воронцова и Людмила Николаева представили романс С. Рахманинова «Здесь хорошо». Петербургский композитор Е. Желинский специально для дуэта басовых домр и оркестра русских народных инструментов написал «Мрачноватое рондо», прозвучавшее на этот раз в исполнении Людмилы Николаевой и Владислава Игнатьева. Екатерина Туманцева интерпретировала «Астурию» И. Альбениса — любимое произведение Игоря Михайловича в его же исполнительской редакции для басовой домры. Свое прочтение романса «Гори, гори, моя звезда» в обработке А. Шалова репрезентировал Владислав Игнатьев. «Народная мелодия» А. Львова в аранжировке И. Минякова прозвучала в исполнении Людмилы Николаевой. Специальный гость из Москвы композитор и исполнитель Сергей Фёдоров предложил вниманию слушателей свои произведения для басовой домры: Фантазию «Арагон», «Страсти по шмелю» на тему Н. А. Римского-Корсакова и южно-сербский танец «Влашка-Моравка». Фёдоров также познакомил слушателей с ближайшим родственником басовой домры — греческим инструментом бузуки и вдохновенно исполнил на нем под овации зала «Греческий танец» М. Теодоракиса. Ансамбли — московское трио «СФорцандо» под руководством Сергея Фёдорова и петербургский «Квинтет четырех» — продемонстрировали яркое звучание солирующей басовой домры в составе ансамбля. Ансамбль «СФорцандо» исполнил русскую песню «Мосточек» в аранжировке С. Фёдорова, босанову «По следам Архиповского» С. Фёдорова, «Ожидание новостей»

В. Винницицкого и «Арагонскую хоту» Ф. Тарреги. Владимир Ковпаев и ансамбль «Квинтет четырех» представили свое прочтение Концерта для фагота А. Вивальди и пьесы М. Мусоргского «Гном».

Актуальным вопросам развития басовой домры были посвящены открытый научно-практический семинар и круглый стол «Басовая домра в современном музыкальном искусстве и образовании». Интереснейший исторический экскурс сделал почетный гость фестиваля — народный артист России, профессор СПбГИК Вадим Давидович Биберган. Прозвучали доклады на актуальные темы исполнительства, педагогики и репертуарной политики басовых домристов.

Фестиваль выявил большой интерес музыкантов к исполнительству на басовой домре, открыл новые имена, показал перспективы развития этого замечательного инструмента. Все это говорит о том, что дело, которому много лет отдавал свои силы и душевное тепло выдающийся музыкант, наш любимый учитель Игорь Михайлович Фоченко, будет жить и развиваться.

Людмила НИКОЛАЕВА,

художественный руководитель

фестиваля

Источник: www.nstar-spb.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору