Бейбит Мухамедин: «Новосибирску необходимы культурные конфликты»

Добавлено 23 марта 2018 волонтер

Новосибирская филармония

Генеральный директор Новосибирской государственной филармонии Бейбит Мухамедин рассказал РБК Новосибирск о мировой проблеме, закрытом клубе для бизнесменов и будущем Новосибирска

Бейбит Мухамедин — генеральный директор Новосибирской государственной филармонии с 2016 года. С 1989 по 2013 год работал в Новосибирском академическом театре оперы и балета в должности солиста симфонического оркестра. С 2013 по 2016 год — директор Государственного учреждения культуры Министерства культуры Новосибирской области «Дирекция программ». Окончил Новосибирскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки по специальности «Концертный исполнитель, солист оркестра», Сибирскую академию государственной службы по специальности «Управление персоналом», Новосибирский филиал АНО ВПО «Российская Академия предпринимательства» по специальности «Эффективное управление персоналом».

— Вы стали генеральным директором филармонии только в 2016 году. С какими проблемами вы столкнулись за последние полтора года?

— До этого я никогда не занимал такой должности, а занимался организацией различных фестивалей или концертов. Став директором, я начал разбираться с текущими проблемами. Главная проблема, на которую я сразу же обратил внимание — к нам не приходит новая публика, а вопросом ее привлечения многие годы никто не занимался. Так, по маркетинговым исследованиям нашей аудиторией в большей части оказались слушатели в возрасте 50−65 лет, со средним достатком.

И, конечно, сразу возник вопрос по привлечению молодежной аудитории в наши концертные залы. Побывав в Москве и Санкт-Петербурге, я понял, что такая ситуация существует везде. Мы достигли порога исторического разлома: профессиональное сообщество только сейчас начинает понимать, что слушательская аудитория взрослеет, а притока новой — нет. Новое поколение не может воспринимать классическую музыку из-за отсутствия классического музыкального образования. Наша задача — их этому научить.

— Каким образом планируете привлекать новых слушателей?

— Почему человеку проще пойти в цирк, чем в филармонию? Потому что цирк — это визуальное наслаждение, не требующее дополнительных усилий. В филармонии получить такое восприятие сложно. Если ты пришел и тебя ничего не «задело» в концертном зале, если ты не смог воспринять музыку, погрузиться в духовный мир, то тебе станет скучно. Ты начнешь считать розетки или кресла в зале.

Поэтому мы решили завлечь будущего зрителя, так называемую золотую молодежь, с помощью визуальных приемов. Нам нужно, чтобы слушатель хотя бы раз пришел в наш концертный зал, увидел его красоту, услышал звучание 120 инструментов, получил впечатление от объема физического воздействия звука. И вот тогда, я думаю, он придет снова, но уже целенаправленно слушать музыку. Сейчас наши усилия направлены на то, чтобы сделать из филармонии интересное модное место — для этого мы ищем новых хедлайнеров, разрабатываем и открываем selfi-зоны, изучаем новые возможности.

— Если это делается для привлечения молодежи, то какими методами будете привлекать другие категории людей, скажем, бизнесменов?

— Эти люди постоянно заняты: своей семьей, заботами, планами, обучением, своим делом. В бизнесе один отработанный день порой кормит многие годы. Значит, нужно найти такой выход, чтобы планы и амбиции бизнесмена совпали с нашими интересами.

Пообщавшись со своими друзьями-бизнесменами, я понял, что им нужно создать сообщество для общения, необходимую духовную атмосферу. Совсем недавно, 7 марта, мы запустили пилотный проект — элитный джазовый клуб. Ценовая политика и время проведения — поздний вечер, отдельная парковка — все было рассчитано в большей части на гостей с определенным финансовым достатком. Результат превзошел все ожидания — вместо 50 человек, на которых мы рассчитывали, пришло 85, а билеты на следующий джазовый клуб уже практически распроданы.

Фото: предоставлено пресс-службой Новосибирской государственной филармонии

— Если этот проект был успешным, то как планируете развивать его дальше?

— Мы хотим в скором времени сделать еще один интересный уютный проект. Что-то в виде клуба для любителей классической музыки. То есть наши гости смогут прийти к нам, пообщаться друг с другом, послушать красивую музыку в живом исполнении профессиональных музыкантов, решить свои деловые вопросы.

Фото: предоставлено пресс-службой Новосибирской государственной филармонии

— Что если риски себя не оправдают, и спроса не будет?

— Будем двигаться дальше, искать другие способы привлечь слушателя. Принимать важные управленческие решения всегда сложно — это постоянный риск, и ты никогда не знаешь, какой риск себя оправдает. Например, я встречал множество знаменитых музыкантов, которые говорили мне одно и то же: как здорово, что вы музыкант, вы понимаете, что нужно музыкантам. Это действительно так, ведь я сам закончил консерваторию, отработал 27 лет в Оперном театре. Благодаря образованию я могу идти на риски, когда необходимо принять то или иное решение. Причем, если бы я был просто с техническим образованием и не понимал, что такое, например, смычок и нотный стан, то мне бы пришлось немного тяжелее. Но даже я допускаю ошибки. Главное понять для себя, что без совершения некоторых ошибок не бывает движения вперед.

Без рисков нельзя познать мир вокруг себя, слушателя, музыкальное искусство. Можно, конечно, пойти проторенной дорогой, не принимать сложные решения, не развивать своего потребителя, но это не тот выбор, который стоит делать руководителю.

— За последние полгода Новосибирск много спорил и конфликтовал на различные культурные темы: необходимость сохранения пешеходной улицы Ленина, смена директора НОВАТа. Как вы считаете, не вредят ли эти конфликты общему развитию города?

— В Новосибирске всегда есть разные точки зрения на любой вопрос, и культура — одна из самых незащищенных сфер. Это как в большой семье у детей: одному не нравится купленная родителями кофта, второй хочет другую игрушку.

Поверьте, у Новосибирска уже есть свое будущее, и мы порой не в силах изменить что-либо, руководствуясь только своим желанием. Развитие и будущее города в этом смысле похоже на концерт: есть какой-то момент, за которым ты понимаешь, что уже не в силах что-то изменить. Допустим, мероприятие назначено на завтра, но ты чувствуешь, что оно уже идет в будущем, там уже играет оркестр, уже сидит публика.

Все эти споры о улице Ленина, благоустройстве, театре — это лишь ниточки, которые ведут наш город к этому самому будущему. Новосибирску для своего развития, для развития общества, как и для любого социального общества, необходимы культурные конфликты.

С моей точки зрения различные социальные конфликты показывают, что нашим жителям далеко не все равно, что происходит в их городе. А значит, он не опустеет, значит, он имеет все шансы стать лучшим городом. Городом с большими амбициями и прекрасными мировыми культурными проектами.

nsk.rbc.ru/nsk/07/…91ba

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору