Благовещенск снова на «Амурской волне»

Добавлено 21 ноября 2013 muzkarta

Хабаровская краевая филармония, Амурская филармония, Зал Амурской филармонии

На первый концерт фестиваля классической музыки были раскуплены почти все билеты

Фото пресс-службы Амурской областной филармонии

«Амурская волна» – это настоящий праздник для любителей живой классической музыки, который будет длиться в Благовещенске целых пять дней. Он соберёт артистов из Приамурья, Приморья, Хабаровска и даже из-за границы. Каждый вечер в Амурской областной филармонии будет новый исполнитель, новый жанр. В этом году фестиваль открыл Дальневосточный академический симфонический оркестр из Хабаровска. Он входит в десятку лучших оркестров России, в чём и убедились благовещенцы 20 ноября.

Хабаровский симфонический оркестр ждут в Благовещенске с особенным чувством. Во-первых, его уровень и масштаб включения в классику достаточно высок. Оркестр прибыл в полном составе – более 60 человек с полным набором инструментов. Для транспортировки музыкального реквизита понадобилась большая трёхтонная фура. А во-вторых, бывают академические оркестранты у нас, мягко говоря, нечасто. В последний раз Дальневосточный симфонический был в Благовещенске три года назад, а до этого перерыв составил целых восемь лет.

– При всём этом билеты стоили от 250 до 500 рублей. Вход стал доступным благодаря тому, что фестиваль проходит при поддержке министерства культуры России и правительства Амурской области. Иначе стоимость доходила бы до 2500-3000 рублей, – рассказала директор Амурской областной филармонии Ольга Смирнова.

Хорошо поработали рекламщики и распространители билетов филармонии. Уже на первый вечер фестиваля случился аншлаг, и это приятно.

Подобные концерты несут не только эстетическое удовлетворение своему слушателю, но и образовательную функцию. К примеру, всё меньше благовещенцев удивляются, почему во время увертюры на балете не поднимают занавес. На концерте Дальневосточного симфонического оркестра случилась ещё одна подобная загадка. В зале на весь вечер оставили освещение, что вызвало некоторое недоумение зрителей: «Может, забыли?»

– Нет, не забыли. Это было сделано специально, такое иногда допускается на классических концертах, – рассказал дирижёр оркестра Тигран Ахназарян. – На нашем выступлении мы оставили освещение, чтобы показать торжественную атмосферу. Произведения были соответствующие. А вот если бы мы исполняли четвёртую симфонию Чайковского или патетическую шестую, то свет был бы обязательно погашен.

С Тиграном Ахназаряном благовещенская публика встречается впервые. До этого Дальневосточный симфонический оркестр возглавлял Илья Дербилов. Год назад у него закончился контракт, и он вернулся в Санкт-Петербург. На какой период подписан контракт у Тиграна Ахназаряна, дирижёр не рассказывает.

– Это секрет. Но я в Хабаровске надолго! – лишь улыбается дирижёр.

35-летнего музыканта выбрал сам коллектив оркестра из четырёх предложенных претендентов. Тигран Ахназарян вырос в семье скрипача и пианистки – профессоров Московской консерватории. Дирижёр с отличием окончил Ереванскую консерваторию, руководил самыми разными оркестрами страны, стажировался в Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова у легендарного педагога, профессора Ильи Мусина. В этот же период сотрудничал с Симфоническим оркестром учреждения.

В репертуаре Тиграна Ахназаряна несколько десятков оперно-балетных спектаклей и концертов, в числе которых оперы «Евгений Онегин», «Пиковая Дама» П. Чайковского, «Травиата» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Богема» Дж. Пуччини, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Дон Паскуале» Г. Доницетти, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса, «Весёлая вдова» Ф. Легара, «Марица» И. Кальмана, балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро» П. Чайковского и другие.

В этот вечер благовещенской публике была представлена программа «Музыка на века». В двух отделениях прозвучали такие известные классические произведения, как увертюра «Кориолан» Л. Бетховена, симфоническая фантазия «Ночь на Лысой горе» М. Мусоргского, «Вальс цветов» и «Трепак» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, вариации Эгины из балета «Спартак» А. Хачатуряна, музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова и другие. Любителям популярной музыки оркестр подарил увертюру А. Петрова из кинофильма «Укрощение огня» и вальс Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

Ведущая вечера Ирина Батраченко предваряла каждое произведение небольшой предысторией с занимательными фактами. К примеру, «Ночь на Лысой горе» появилась в том виде, в котором мы её знаем, вопреки желанию наставника Мусоргского – лидера «Могучей кучки» Балакирева. Последний подверг произведение резкой критике, забраковав его. Но Мусоргский остался непреклонен и переделывать ничего не стал. Он написал «Ночь» всего за 12 дней сразу набело в партитуре. Таким эмоциональным и устрашающим, с неожиданными паузами перед новыми музыкальными темами мы слышим его и поныне. К слову, в известном произведении должна была играть арфа. В исполнении Дальневосточного симфонического оркестра её заменил рояль.

– В нашем оркестре есть арфа, но на ней некому играть. Прежняя арфистка ушла на пенсию, – посетовал дирижёр Тигран Ахназарян. – Мы планировали пригласить новую из Якутии, но её тоже переманили – на Запад. Кадровый голод на Дальнем Востоке, что называется, налицо. Но проблема не только с арфистами. Сейчас консерватории практически не выпускают музыкантов на гобой, фагот. Поэтому мы планируем приглашать на эти вакансии специалистов из Кореи и Китая.

Беспокоит Тиграна Ахназаряна и удручающее состояние многих музыкальных инструментов. Некоторые не видели ремонта по 40 лет. Поэтому он придумал уникальный проект – на один месяц пригласил в Хабаровск специалиста из Италии, из самой Кремоны, где жил и работал Антонио Страдивари. До сих пор этот город считается столицей скрипичных дел мастеров. Приглашённый специалист будет работать в Хабаровске до декабря. Он уже успел настроить и отремонтировать некоторые струнные инструменты.

Смены руководства в творческих коллективах проходят, как правило, нелегко. Но Ахназаряна в Дальневосточном симфоническом приняли. И даже его реформаторские идеи, похоже, пришлись по душе.

– Оркестр имеет хорошую базу, играл все симфонии Бетховена, Чайковского. Я лишь хочу подправить стилистику и ещё выше поднять планку, – поделился планами дирижер. – Например, в Хабаровске никогда не звучали сложные симфонии Брукнера, балет Стравинского «Петрушка». Я заявил оркестру, что после «Петрушки» всё будет легко!

Еще один проект Ахназаряна – работа с детьми и молодёжью.

– Мы приглашаем их на наши генеральные репетиции, это проходит с успехом. Ещё я планирую читать лекции о классической музыке в вузах, – поделился дирижёр уже после концерта.

Выступление Дальневосточного академического симфонического оркестра благовещенская публика оценила высоко: аплодировали стоя, звучало непременное «браво». Во второй день фестиваля, 21 ноября, музыканты дали второй концерт, уже для детей. Прозвучала сюита из балета «Щелкунчик».

Когда оркестр приедет в Благовещенск в следующий раз, пока неизвестно. Но приамурской публике уже интересно, что такое «завышенная планка» по-ахназаряновски.

Наталья Шлямова
http://www.amur.info

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору