Грандиозный гала-концерт «Ночь в Большом» с участием Анны Нетребко и Пласидо Доминго посвятили завершению футбольного мундиаля в России
Публика гала-концерта делилась полярными впечатлениями от смешения оперы с футболом в немецкой режиссуре. Фото Дамира Юсупова/Большой театр
Первыми на Историческую сцену Большого театра вышли президент России Владимир Путин и глава Международной федерации футбола Джанни Инфантино. Российский лидер отметил, что благодаря чемпионату «рухнули мифы и предубеждения», а руководитель ФИФА назвал чемпионат лучшим в истории и в порыве искреннего чувства предложил в Большой театр привнести атмосферу «Лужников». И зал, переполненный высокопоставленными гостями со всего мира, под руководством Инфантино стал с болельщицким азартом скандировать: «Россия! Россия!»
Удивительно, но факт: культурным символом нынешнего футбольного первенства стал не всемирно знаменитый русский балет, а опера, что сильна и русскими исполнителями и гостеприимно принимает лучшие голоса планеты. Культурный старт мундиалю дал масштабный open-air на Красной площади, камертоном которого были Валерий Гергиев и возглавляемый им оркестр Мариинского театра, а постановку осуществлял Дмитрий Бертман. Финальную же ноту элитарно-светского концерта взял Большой театр со своим музыкальным руководителем Туганом Сохиевым за дирижерским пультом. Очевидные приметы принципиального творческого баттла двух главных театров страны в рамках самого важного и интригующего спортивного состязания четырехлетия только обогатили футбольный турнир пикантными контрастами высокого искусства.
За футбольно-оперное представление в Большом театре отвечал немецкий режиссер Ханс-Йоахим Фрай, более известный в мире не в качестве постановщика, а как основатель знаменитого Дрезденского оперного бала. Но, несмотря на ночной формат концерта, публике не стали предлагать ни гастрономических угощений, ни танцевальных развлечений, как обычно бывает на балах. Хотя гости абсолютно академично занимали места в партере и ложах, Большой театр в эту ночь напоминал восторженную фан-зону. Фоном всему происходящему служили то огромная трибуна, то плазма, транслирующая фрагменты чемпионата, уже ставшие его историей.
Говоря футбольным языком, состав сборной оперных звезд по сравнению с игрой на Красной площади сохранил свой костяк. Вместе с капитаном Пласидо Доминго на сцену Большого театра вышли абсолютные фавориты публики Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов и Ильдар Абдразаков. К ним присоединились не выходившие на Красную площадь Хибла Герзмава, Дмитрий Ульянов, итальянский тенор Фабио Сартори и камерунский бас Жак-Грек Белобо.
Высочайшую художественную планку задала фантастическая Анна Нетребко, феноменально исполнив «Молитву» Тоски из оперы Пуччини. Именно «Тоска» — самое недавнее прибавление в галерею образов певицы и та самая опера, которой в этом году она закрывала сезон в нью-йоркской Метрополитен. И ария Тоски, подтверждающая статус Анны Нетребко как Primadonna Assoluta стала одним из самых роскошных номеров футбольного концерта. Ильдар Абдразаков виртуозно повторился, спев, как и на площади, куплеты Эскамильо. Тему оперы Бизе «Кармен» изящно продолжил, употребив все богатство своего красивого тенора Юсиф Эйвазов «Арией с цветком», мастерски смакуя все верхние ноты, как в арии Хозе, так и в дуэте Шенье и Мадлен вместе с Анной из оперы Джордано. Мощь настоящего чувства накрыла зал десятибалльной волной эмоций.
Появление на Исторической сцене Большого Пласидо Доминго вызвало ничем не сравнимый восторг публики. Давно покончивший с теноровой карьерой великий певец исполнил страстную арию Жерара из оперы «Андре Шенье» и проникновенный романс Рафаэля из сарсуэлы Торробы «Чудо». Доминго покоряет своей невероятной искренностью и внутренней стойкостью. Сегодня он — реальное и прекрасное связующее звено оперы ХХ и ХХI веков. Хотя, конечно, время жестоко испытывает любой, даже самый грандиозный талант. И остается только сожалеть, что Доминго еще ни разу в жизни не спел в спектакле Большого. Мариинский театр, например, с 1992 года частенько приглашает певца.
Иные заморские гости вечера — Фабио Сартори и Жак-Грек Белобо вели себя скромно во всех отношениях. Среди новичков оперно-футбольной команды блеснула Хибла Герзмава с арией Леоноры из «Силы судьбы». Правда, почему-то ведущие концерта призвали собравшихся трактовать данный номер как оду миру, хотя это пронзительная мольба любящего сердца совсем не о мире во всем мире. Тут нельзя не заметить, что порой сентенции конферанса напоминали пассажи болельщиков навеселе. Так, каким-то загадочным образом, у них Гендель стал английским композитором, а «Турандот» — самой футбольной оперой…
Также странным показалось то, что Большой в своих рядах не нашел ни одного солиста, чтобы делегировать его в команду звезд. Попытка же коллективного труда в «Полете валькирий» не выглядела комплиментарной для театра. И чтобы концерт не финишировал на неуместной как по смыслу, так и, увы, по уровню исполнения Дмитрием Ульяновым арии Кутузова, вечер завершился беспроигрышными и понятными без перевода «Подмосковными вечерами». А вот идею ежегодных гала-концертов с привлечением международных исполнительских сил в качестве демонстрации и продюсерского мастерства двух главных театров страны интересно и поучительно было бы взять за правило без оглядок на спортивный календарь.
Источник:
www.ng.ru