C 3 по 16 ноября в Москве пройдет пятый международный виолончельный фестиваль VIVACELLO, в котором примут участие лучшие музыканты мира. Известный виолончелист, автор идеи и арт-директор фестиваля Борис Андрианов побеседовал с корреспондентом Infox.ru накануне открытия фестиваля.
-У Ваших фестивалей всегда необычная, нетипичная для виолончельных академических фестивалей программа. Что ожидает зрителей на этот раз? Концерты у нас остаются не совсем типичными, если сравнить их с академическими фестивалями. Мы сохранили свое лицо, свою оригинальность, так как сотрудничаем с такими коллективами, которые не всегда играют с виолончелистами. На самом деле в этом году самые оригинальные номера не получилось представить по ряду причин. Надеюсь, что в следующем году удастся осуществить эти планы. Я не буду открывать все карты, чтобы удивить всех на будущий год.
В этом году на открытии фестиваля выступит Венский камерный оркестр. Будет мой концерт с Дмитрием Илларионовым, с «Терем-квартетом», джазовый концерт с оркестром Олега Лундстрема.
-Вы часто используете переложения произведений для виолончели для других инструментов, в этом году в программе можно будет услышать подобные произведения?Да, мы используем переложения, конечно. Будет мой концерт с Дмитрием Илларионовым, мы с ним давно сотрудничаем, и все наши переложения, для тех, кто давно знаком с нашим творчеством, не являются каким-то сюрпризом.
-В одном из интервью Вы сказали, что на виолончели нужно экспериментировать. Как Вы считаете, такая пластичность характерна для этого инструмента, это его особенность?Экспериментировать нужно всегда, искать что-то новое во всем. В жизни, вообще во всем. А виолончель - такой прекрасный инструмент, он так может себя раскрыть.
Вообще сейчас разные виды искусства приближаются друг к другу. И то, что происходит сейчас, абсолютно нельзя было представить 50 лет назад. Прекрасно сочетаются виолончель и джаз, виолончель и современная музыка. Например, появился ансамбль Апокалиптика (
рок-музыка в виолончельном исполнении, ред.), виолончелисты из Хорватии – 2CELLOS. Можно много всего интересного найти в смешении разных стилей.
Все музыканты, которые приедут в этом году на фестиваль - экспериментаторы. И в первую очередь, самый большой экспериментатор – итальянский виолончелист и композитор Джованни Соллима. 13 ноября в рамках фестиваля будет его сольный концерт. Он экспериментатор во всем - и в том, как он играет, что вытворяет с инструментом, и в том, какую музыку пишет.
-На открытии фестиваля выступит Венский камерный оркестр, Вы давно сотрудничаете с этим оркестром?Я знаю их как хороших музыкантов, с которыми мне довелось играть. Со Штефаном Владаром (
художественный руководитель и дирижер оркестра, ред.) мы выступали на фестивале Юлиана Рахлина в Хорватии в Дубровнике. Этим летом мы с ним еще раз столкнулись на другом фестивале в Австрии. Вообще, если один музыкант делает фестиваль, то он приглашает тех музыкантов, тех людей, с которыми ему приятно общаться.
-В России по сравнению с западом намного меньше проводится виолончельных фестивалей?Да дело даже не в виолончельных фестивалях. Виолончельный, фаготовый, тромбоновый фестиваль – абсолютно неважно. Главное, что на западе, во всем цивилизованном мире фестивалей проводится на порядок больше, чем в России. В Европе, в США, в юго-восточной Азии ежегодно проходят сотни фестивалей. Потом одна Москва не может все фестивали в себя вместить. Хорошо, что Валерий Гергиев проводит Пасхальный фестиваль, который ездит по всей стране, Денис Мацуев делает фестивали по всей стране. Ведущие наши музыканты делают подобные фестивали. Это здорово. Но их мало.
Обязательно должны быть еще и камерные фестивали. И они должны поддерживаться. И чиновники должны понимать, что это наше богатство, причем не меньшее, чем спорт, а может даже и большее. Это культурное обогащение. Если спортивными достижениями мы все гордимся, то нашими достижениями в области культуры и искусства, в частности, в области исполнительского искусства – не очень. Всегда происходил отток российских музыкантов за рубеж. И продолжается сейчас. Может быть сейчас ситуация стала лучше. Но получается, что у нас прямо фабрика очень талантливых музыкантов, которые почему-то больше востребованы на западе. Очень важно, чтобы эти люди были востребованы здесь, в этой стране.
-Что касается преподавательской школы в России, в каком сейчас она состоянии?Сейчас строят прекрасные музыкальные школы, вкладывают в это огромное количество денег, покупают дорогие инструменты. Это хорошо, но гораздо важнее потратить деньги на специалистов, чтобы люди на достойных условиях поехали преподавать в эти школы.
Конечно, сейчас в этих школах работают люди, которые работали до этого в чудовищных условиях. Это все правильно, но хотелось бы, чтобы все это существовало на другом уровне. У нас две крайности - сразу вкладывают миллиарды во что-то, выплачивают огромные гонорары, покупают дорогие инструменты, а денег на зарплату настройщика нет.
Представляете, в каком-нибудь Ямало-Ненецком автономном округе, люди хотят играть на скрипке. Они ловят каждое слово, когда туда приезжаешь. И очень важно не просто устраивать мастер-классы в регионах, приезжая на день, два, на неделю, необходимо, чтобы там постоянно работали преподаватели. Поток жизнедеятельности, он должен быть гораздо более интенсивным по всей стране.
-Как можно сделать этот поток более интенсивным, по Вашему мнению?Должны быть разные фестивали. Конечно, все это упирается в финансы.
Мне хочется, чтобы у нас больше было бы фестивалей камерной музыки, у нас дефицит в Москве и во всей стране такой музыки. Для этого нужен небольшой зал, такие концерты можно было бы возить по стране. У меня есть проект, который называется «Поколение звезд», мы примерно то же самое делаем, путешествуем по стране с концертами и мастер-классами. Министерство культуры поддерживает этот проект.
Можно конечно просто уехать. Но мне приятно делать что-то здесь, важно видеть отдачу от зрителей, от музыкантов. У нас отличная страна, у нас огромное количество талантливых детей и хороших специалистов, педагогов. Просто нужно их поддерживать. Людей, которые интересуются музыкой много, а часто возможности послушать хороший концерт у них нет. Мы пытаемся как-то повлиять на ситуацию.