Пианист и директор фестиваля «Музыка Земли» — о любви россиян к фольклору и о том, почему он больше не поедет жить за границу
Фото: ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Павел Маркин
С 1 по 4 ноября в Москве пройдет Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка Земли», организованный Минкультуры и пианистом Борисом Березовским. Программа форума объединит фольклор и академическую музыку. Участниками конкурса станут фольклорные коллективы из Москвы, Воронежской, Новосибирской, Томской, Костромской, Белгородской областей, из Удмуртии, Татарстана, Калмыкии, Северной Осетии, Республики Саха и Республики Коми. А 4 ноября в Колонном зале Дома Союзов победители конкурса поделят сцену с известными музыкантами, исполняющими классику. Накануне фестиваля его директор Борис Березовский ответил на вопросы корреспондента «Известий».
- В прошлом году первый фестиваль «Музыка Земли» проходил без конкурса. Почему решили изменить формат?— Это связано с пожеланием Минкультуры. Ведомство на 100% финансирует проект. По своим соображениям им было интересно провести именно фестиваль-конкурс. Сначала нам не очень импонировала эта идея. Но потом мы подумали, что конкурс сможет вызвать дополнительный интерес у публики. Этот фестиваль мне безумно интересен, поэтому мне хочется, чтобы он дальше развивался.
- Вы как-то говорили, что проводить фестивали легко, если есть деньги. Минкультуры появилось в организаторах потому, что только государство согласилось его спонсировать?— Да. И я в этом смысле очень благодарен Минкультуры. Спонсоры — это всегда здорово, но у меня было несколько очень хороших проектов — в том числе фольклорный фестиваль с бразильской, индийской и африканской музыкой, — которые сорвались в последний момент только потому, что спонсор встал утром, у него было плохое настроение и он передумал выделять деньги. А Минкультуры — очень надежный партнер.
- Давно заинтересовались фольклором?— Сильное увлечение появилось где-то лет пять назад. Тогда я понял, что фольклор — это сложнейшая музыка, а не что-то примитивное и давно забытое, как я иногда позволял себе раньше думать, видимо, от недостатка образования. Все-таки в консерватории, где я учился, акцент сделан на академической музыке. Может, нам и показывали традиционную народную музыку, но интереса у меня к ней не было. А сейчас я созрел для настоящего фольклора. Причем мне интересен фольклор всего мира. Я считаю, что это — самая здоровая музыка. Благодаря организации фестиваля «Музыка Земли» я узнал новые фольклорные ансамбли, сам поездил по регионам России. Это всё очень приятно разнообразило мою и без того яркую жизнь.
- Фольклорные традиции какой страны нравятся вам больше всего?— Я был поражен шведским фольклором, скандинавский фольклор очень красивый. Но самый любимые у меня — румынский и индийский фольклор.
- Насколько, на ваш взгляд, велик сейчас интерес россиян к народному творчеству своей страны?— Мне трудно судить. Я фольклором увлекся очень сильно, а когда чем-то увлекаешься, всегда находишь много единомышленников. Фольклор в России живет. И жив он благодаря огромному интересу и любви людей. Другое дело, что это мало освещается в крупных СМИ. В Белгороде мне сказали, что у них 200 ансамблей, которые занимаются фольклором. Я был приятно удивлен тем, что практически во всех регионах много фольклорных коллективов.
- В 1990 году вы получили первую премию среди пианистов на конкурсе Чайковского. В этом году впервые сидели в жюри конкурса. Как можете оценить изменения, которые он претерпел в последние годы?— Конкурс снова приобрел настоящую популярность во всем мире. Порядка 10 млн человек следило за его событиями благодаря интернет-трансляции medici.tv. Сейчас в любой точке мира люди более или менее в курсе, кто играл на конкурсе, как играл, что там происходило. Это очень здорово, что технологии смогли вывести конкурс на новый уровень популярности. Он вызвал народный интерес, чему я рад. Например, я был с концертом в Одессе в перерыве между турами конкурса. Там ко мне подходили люди и высказывали своё мнение об участниках, кто-то даже пробовал рекомендовать за кого-то надо или не надо голосовать (
смеется).
- Шесть лет назад вы говорили, что считаете себя гениальным любителем, а мечтаете стать профессионалом. Кто вы сейчас?— Полугениальный профессионал (
смеется).
- Где грань между понятиями «профессионал» и «любитель»?— Я больше склоняюсь быть любителем. Это самое замечательное состояние, как мне кажется. Меня пугает академизм, хотя, конечно, он должен существовать.
- То есть само слово «любитель» для вас — некий синоним свободы?— И синоним свободы, и корень «любить» мне нравится.
- Работаете сейчас над записью новых дисков?— Нет. Все записи последних лет производятся с моих выступлений на концертах или на радио. Никаких планов по студийной записи дисков нет.
- Не любите работать в студии?— Да, это не доставляет мне удовольствия. Я не считаю, что это важно. Мне более интересен живой концерт, чем запись.
- В 2014 году вы вернулись на постоянное место жительство в Россию из Европы. Количество концертов за границей уменьшилось после переезда?— Сам факт переезда на количество концертов за границей не повлиял. Но их стало меньше, потому что я стал более избирателен: оставил себе только самые важные и интересные концерты. Мне хочется больше времени проводить с семьей.
Я очень рад, что стал больше выступать в городах России. Сейчас очень неплохие условия во всех смыслах: и финансовые, и концертных залов хороших в регионах очень много построили, и инструменты там приличные.
- Вы как-то говорили, что уехали из России в 1990-е, потому что «в стране был хаос». Сейчас стране вновь предрекают непростые времена. Есть вероятность, что вы опять уедете жить за границу?— Что бы здесь ни происходило, я уже точно не уеду. В 1990-е всё было слишком хаотично, сейчас, мне кажется, — наоборот, слишком много порядка. Если смотреть широко, то вся история России складывается из чередования периодов, когда то ослабляется контроль, то закручиваются гайки. Но я точно знаю, что мне уже будет лень куда-то уезжать (
смеется). Я забрался на свою фольклорную печку, мне тепло, и я доволен.
Ольга Завьяловаizvestia.ru