Бремя первых. Российский дирижер Василий Петренко станет худруком Королевского филармонического оркестра

Добавлено 23 июля 2018 волонтер

Даниил Трифонов (композитор, фортепиано), Сергей Крылов (скрипка), Денис Кожухин (фортепиано), Теодор Курентзис (дирижер), Московский концертный зал «Зарядье», Московская академическая филармония

Финалом московского филармонического сезона стали три концерта абонемента «Истории с оркестром» — традиционно самый ожидаемый цикл летних симфонических концертов ГАСО им. Е. Ф. Светланова со знаменитыми маэстро, которые, как заявлено в афише, «дирижируют и рассказывают». Формат стал чрезвычайно популярным среди слушателей: даже в самый разгар футбольных страстей Концертный зал имени Чайковского был переполнен: музыкальные истории публике рассказали Михаил и Владимир Юровские, а также Василий Петренко — хедлайнер новостей симфонического мира. В сезоне 2021/22 года Василий Петренко станет художественным руководителем Королевского филармонического оркестра в Лондоне.

В планах — постановка «Пиковой дамы» в Метрополитен-опере и участие в фестивальных проектах. Фото: Пресс-служба Московской филармонии
Ваше новое назначение возглавить лондонский Королевский филармонический оркестр имеет логическую предысторию?

Василий Петренко: Royal Philharmonic — оркестр с богатой историей и знаменитым прошлым, и в течение последних трех лет я неоднократно выступал с ним. В 2021—2022 годах будет 75-летие оркестра, в связи с чем запланированы амбициозные проекты в Лондоне и по всему миру, включая изменение планирования концертной деятельности. Основная часть концертов будет проходить в Альберт-холле и в Королевском фестивальном зале. Королевский филармонический — молодой и амбициозный оркестр, который жаждет вернуть себе славу 1960−70-х годов, когда по репутации он был лучшим оркестром Великобритании, и все готовы серьезно работать, чтобы вернуть эти золотые времена.

Почему выбор руководства пал именно на вас?

Василий Петренко: На Западе художественных руководителей выбирает оркестр, они не назначаются «сверху» кем бы то ни было. Как правило, сначала готовится список из нескольких дирижеров, которые уже к тому моменту работали с оркестром. Художественный совет оркестра выбирает из них 5−6 кандидатов, после чего происходит голосование оркестра: кого они хотят видеть во главе своего коллектива. Почему я? У меня всегда был очень хороший контакт с этим оркестром, это всегда чувствуется сразу — «химия», которая происходит между оркестром и дирижером — с первого взгляда, с первой репетиции. Это, как и любовь, сложно объяснить словами. Также я всегда видел, что, как, где и почему можно улучшить в оркестре. Это было вполне логическое продолжение нашего сотрудничества.

Между тем, к моменту нового контракта, будет 15-летие вашего сотрудничества с Ливерпульским оркестром. Что вы чувствуете, зная о предстоящем расставании?

Василий Петренко: Расставания, к счастью, не предстоит: я перехожу на позицию Почетного дирижера оркестра, дирижера-лауреата. Буду приезжать в Ливерпуль 2−3 раза в сезон, продолжать работу с оркестром. Что касается значимости этого периода, то я провел самое большое количество лет подряд с этим оркестром в его истории, и это, безусловно, очень почетно. Однако для меня важнее ощущение семейственности: когда я вместе с этим оркестром, я всегда чувствую, будто живу с ним одним целым — такое ощущение у меня было с самого начала. Я начинал сотрудничество с Ливерпульским оркестром, когда мне было 29 лет. Это был мой первый зарубежный оркестр, очень много пришлось учить в плане ментальности, взаимоотношений оркестра и дирижера — с точки зрения английских традиций и вообще взаимоотношений между людьми. Тогда я отчасти чувствовал себя ребенком этого оркестра, потому что большинство оркестрантов на тот момент были значительно старше меня. Однако, дети вырастают и когда-то должны покинуть родительский дом.

Можно ли говорить сегодня о диаспоре российских дирижеров в Англии?

Василий Петренко: Кто-то уходит, кто-то приходит. Максиму Емельянычеву дали Камерный оркестр в Шотландии, Володя Юровский уходит из London Philharmonic, Кирилл Карабиц, по-моему, тоже уходит скоро из Борнмутского оркестра, Валерий Абиссалович в 2017 году ушел из Лондонского симфонического. На самом деле, всегда были советские и российские успешные дирижеры в Англии. Долгое время Евгений Федорович Светланов сотрудничал с Лондонским оркестром, Юрий Хатуевич Темирканов был главным дирижером Royal Philharmonic, Геннадий Николаевич Рождественский руководил Симфоническим оркестром Би-би-си. Cоветская (а теперь уже российская) школа всегда готовила технически очень сильных дирижеров. Я бесконечно благодарен образованию, которое дал мне тогда еще Советский Союз, и очень благодарен Петербургской школе, которая дала мне все профессиональные возможности.

Сегодня на Западе много относительно молодых русских дирижеров, а также солистов, певцов и всевозможных инструменталистов. Это связано с тем, что мы получили советское образование, а после открылся «занавес», и появилась возможность впитать в себя европейскую культуру — чего в 60−70-е годы большинство людей в Советском Союзе были лишены, и выехать за рубеж было возможно, лишь уже добившись большого успеха внутри страны.

Какие имена из постсоветского музыкального пространства особенно ярко сейчас звучат на Западе?

Василий Петренко: Они звучат во всему миру, и их очень много. Андрис Нелсонс недавно выступал с Birmingham Symphony, сейчас руководит Бостонским симфоническим оркестром и Лейпцигским оркестром Гевандхауса. Кирилл Петренко, который будет главным дирижером в Берлинской филармонии. Что касается более старшего поколения, их все знают. Среди солистов, это Даниил Трифонов, Аркадий Володось, Денис Кожухин, Илья Грингольц, Бехзод Абдураимов, Сережа Догадин, Сергей Крылов и многие другие. Кстати, много наших прекрасных певцов. Словом, сейчас тот момент, когда бывшее советское образование плюс культура дают вот такие всходы.

Правильно ли, на ваш взгляд, на концерте останавливать оркестр, если у кого-то в зале зазвонил телефон в, скажем, медленной части симфонии Малера?

Василий Петренко: Вы имеете в виду Риккардо Мути?

Недавний концерт Теодора Курентзиса.

Василий Петренко: Две недели назад у меня был концерт с Израильской филармонией: мы играли «Альпийскую симфонию» и там есть образный момент — затишье перед бурей, небеса затемняются и штиль, «Bis zum Storm». «Затишье» в симфонии длится примерно полторы минуты, солирует тихий кларнет, и в этот момент в зале простой трелью зазвонил телефон. Человек его отключил, однако когда звонок раздался уже в третий раз, у меня было желание повернуться и сказать «Ну вы ответьте уже!». Этот вопрос обсуждался примерно в течение двух лет, по-моему, в Японии — одной из самых прогрессивных стран с точки зрения технологий. К сожалению, такой способ борьбы с внезапными звонками во время концерта неприменим — считается, что это нарушает права человека. Тем не менее, это решают другими способами при строительстве новых залов: за счет изоляционных материалов в стенах. Я не знаю, может, в новом концертом зале в Зарядье так и сделано.

Дипломатические отношения России и Великобритании сложно назвать благополучными, но, складывается ощущение, что область академической музыки это не затрагивает: российских дирижеров по-прежнему приглашают на ведущие позиции западных оркестров. Как вы видите эту ситуацию изнутри?

Василий Петренко:Пропагандистская машина сегодня работает, как никогда, и, думаю, это касается всего мира. По долгу службы мне приходится встречаться с дипломатами из разных стран: они приходят на мои концерты, мы общаемся в формальной и неформальной обстановке. Дипломаты очень четко осознают и понимают, что происходит, с точки зрения пропаганды. Идея, которая сейчас реализуется в мире — это отвлечение людей надуманными мировыми проблемами от внутренних экономических проблем — от той безумной разницы между богатыми и бедными, которая во всем мире только растет, от огромного количества несправедливостей, которые творятся в мире. Сейчас информационное поле безумное! Сегодня говорить об истинности того, что ты читаешь в новостях, очень сложно: много фабрикованных новостей, трудно докопаться до сути.

В связи с чем чемпионат мира, который прошел в России, это большая победа для страны. Люди, приехавшие в Россию и наблюдавшие за событиями последних недель, увидели открытость российских людей, благожелательность, жажду общения. Образ России за последние три недели очень сильно изменился! Пропагандистские новости уже не могут заглушить информацию, которая приходит из первых рук. Общаясь с нормальными, адекватными людьми, понимаешь, что люди и политика — это разные вещи.

На заключительном концерте Московской филармонии абонемента «Истории с оркестром» вы представили яркую, хотя и академичную, программу: Чайковский «Ромео и Джульетта», «Петрушка» Стравинского и редко звучащий скрипичный концерт Корнгольда. Чем обоснован ваш выбор?

Василий Петренко: Я довольно много играю Чайковского, записал его симфонии и увертюры, и мне была важно привезти его в Россию и сыграть именно здесь с Госоркестром. Что касается Корнгольда, как вы правильно сказали, не так много людей знают эту музыку. Дело в том, что основной скрипичный концертный репертуар, как это ни странно, весьма ограничен. Чайковский, Сибелиус, Мендельсон, а дальше? Бетховен и Брамс. Поэтому я всегда за открытие новых произведений, расширение знаний и репертуара, особенно когда это легко запоминающееся и узнаваемое произведение, как концерт Корнгольда, — его все с удовольствием слушают.

Стравинского я также много дирижирую. Недавно была «Весна священная» с Госоркестром, записаны его балеты с Ливерпульским оркестром, «Петрушка» также записан и уже ждет очереди в монтаж. В ближайшее время выйдет диск его «Жар-птицы» вместе с сюитой из «Золотого петушка» Римского-Корсакова — в этих произведениях много взаимосвязей. Сыграть это в России всегда интересно.

При полной свободе выбора, что бы вы хотели исполнить в Москве?

Василий Петренко: Полный цикл симфоний Малера, который я уже играю в ряде других городов. Начиная со следующего сезона такой цикл будет исполнен в Ливерпуле и Осло. Марина Малер, правнучка Густава Малера, очень просила меня, чтобы я сделал это и в Лондоне, но пока его не полностью согласовали. Цикл рассчитан на два года, и мне бы очень хотелось исполнить его и в Москве.

Также мне бы хотелось исполнить все симфонии Бетховена циклом в течение двух недель. Этот проект уже состоялся в Англии и Норвегии (в том же формате, что и в Московской филармонии) с рассказами, перед каждой симфонией, и имел большой успех у публики. Большинство представляет Бетховена как странного, взлохмаченного человека, более или менее глухого. А он был еще большой и практичной личностью, человеком, тонко чувствующим эпоху, композитором, благодаря которому мы знаем симфонический оркестр в том виде, в котором он существует сегодня. «Доза» Бетховена (все симфонии исполняются в сжатый период, в течении 2−3 недель) — это своеобразная прививка дисциплины. Происходит понимание четкости артикуляции, законов исполнения всей симфонической музыки.

Планируете ли вы уделить внимание опере в предстоящем сезоне?

Василий Петренко: Конечно, планы есть. Из самых крупных — постановка «Пиковой дамы» в Метрополитен опере и участие в разных фестивальных проектах. Постановка оперы — это 7−8 недель непрерывного репетиционного процесса, а когда возглавляешь три оркестра, найти столько времени сложно. Очень жаль, потому что мне всегда хотелось дирижировать и оперой. Надеюсь, с 2021 года у меня будет такая возможность, и я с удовольствием поучаствую в оперной жизни, в том числе в России.

Трудно найти время, но вероятно, найти силы еще труднее. Что дает вам энергию двигаться дальше?

Василий Петренко: Очень давно мне это сказал сэр Джордж Шолти. Еще в 1990-е годы я был на его репетиции и концерте с заслуженным коллективом в Петербурге. Между ним и оркестром возникли некоторые трения с точки зрения интерпретации венской классики, но сэр Джорж был бескомпромиссным человеком, в итоге у оркестра не было другого выхода, нежели пойти на ту интерпретацию, которую он им предлагал. Для меня это был важный момент еще и образовательный: я увидел, как оркестр вначале воспринял предложенную концепцию «в штыки», затем, под давлением дирижера, попробовал исполнить так, как он просил, и сразу после — музыкантам это понравилось. Изменения от сопротивления до полного приятия было совершенно феноменальным! Пожалуй, то исполнение Бетховена и Брамса было одним из лучших услышанных мною концертов того коллектива.

После концерта я подошел к нему, представился и сказал: «Я, начинающий дирижер, был на ваших репетициях, видел, что были некие трения, и, знаете, я очень рад, что эти трения прошли и трансформировались в такой замечательный концерт. Что вы можете мне посоветовать как молодому дирижеру?» И он тогда сказал мне вещь, которую я понял только потом. Он сказал: «Я желаю вам, чтобы музыка всегда была вашим хобби». Тогда я счел, что он просто отправил меня куда подальше. На самом деле, он абсолютно прав! Как только музыка становится профессией и перестает быть хобби — тем, что вы любите — жить становится очень трудно. А если вы занимаетесь тем, что вы любите каждый день, то силы и энергия появляются сами собой.

Последние концерты сезона совпали с чемпионатом мира. Вы, страстный футбольный болельщик, следили за эмоциями последних матчей?

Василий Петренко: Более чем! 7 июля, традиционно в свой день рождения, я выступал на концерте в Ливерпуле — это был заключительный концерт фестиваля Summer Pops, как раз в день четвертьфинала ЧМ. Так совпало, что вместе с нашей генеральной репетицией (в Англии она традиционно происходит в 15 часов местного времени) начался матч между Швецией и Англией. Репетируя, время от времени, по тому, что происходило в оркестре, я чувствовал, что Англия забила гол. В 19 часов начался концерт — а это 21:00 по московскому времени, как раз начало матча Россия-Хорватия. В первом отделении концерта была русская классическая музыка (Балетная сюита Шостаковича, «Ночь на лысой горе» Мусоргского и «Половецкие пляски» Бородина), а во втором — английская (Элгар, Уолтон, Генри Вуд, «Фантазии на темы песен»). Такой патриотичный финал в завершении сезона. И пока мы играли, был большой шанс, что эти две команды, Россия и Англия, скоро встретятся в полуфинале! Однако, поскольку этот концерт был с небольшим конферансом с моей стороны, я спрашивал публику в определенный момент, какой счет. Жаль, конечно, что сборная России не пробилась в полуфинал. Но они все равно сыграли успешно.

Сэр Джордж Шолти сказал мне: «Я желаю вам, чтобы музыка всегда была вашим хобби»
В интервью каналу ВВС вы говорили о «психологии чемпионов». Применима ли она в музыке?

Василий Петренко: Дело в том, что я учился в хоровом училище в Ленинграде, и нам прививали менталитет, что второй — это проигравший. В спорте вторых не помнят, помнят только чемпионов. В классической музыке, конечно, иначе, в этом и ее прелесть. Один и тот же концерт можно сыграть совершенно по-разному, и это будет прекрасно — искусство нельзя измерить в секундах или цифрах. Однако «психология чемпионов» — это тот перфекционизм, в котором я живу: каждый день я стараюсь прожить лучше, чем предыдущий, и каждый последующий лучше, чем сегодняшний — это бесконечная дорога к познанию и улучшению себя. И этим я стараюсь заразить все оркестры, с которыми работаю.

Справка «РГ»

Василий Петренко родился и получил образование в Ленинграде. Главный дирижер Филармонического оркестра Осло (с 2013), Ливерпульского королевского симфонического оркестра (с 2009), Молодежного оркестра Европейского Союза (с 2015 года), главный приглашенный дирижер ГАСО России им. Е. Ф. Светланова (с 2016). Почетный профессор Ливерпульского университета и Университета Liverpool Hope, удостоен звания «Почетный гражданин Ливерпуля». С сезона 2021/22 года Василий Петренко займет должность художественного руководителя Королевского филармонического оркестра в Лондоне.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Светлана Елина Российская газета — Федеральный выпуск № 7622 (159)

rg.ru/2018/07…html

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору