Ансамбль артистов Ульяновского государственного губернаторского оркестра русских народных инструментов «Лукоморье» стал лауреатом IX Международного большого видеоконкурса GRAND MUSIC ART (II премия) по специальности «Народные инструменты» в номинации «Ансамбли». О том, как артисты готовились к конкурсу, как покорили жюри, пресс-службе Ленинского мемориала рассказал руководитель и идейный вдохновитель ансамбля Бронислав Семичов.
— Бронислав, расскажите, как возникла идея принять участие в этом конкурсе?— Наш баянист Константин Новичков нашел в интернете информацию о сроках проведения конкурса GRAND MUSIC ART, который как раз проводился в июле этого года. Это самый первый интернет-конкурс в нашей стране для «народников». Жюри очень серьезное — профессор РАМ им. Гнесиных народный артист России Александр Андреевич Цыганков, профессор РАМ им. Гнесиных Андрей Александрович Горбачев, профессор, заведующий кафедрой народных инструментов тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова, композитор, заслуженный артист Р Ф Роман Николаевич Бажилин и другие известные музыканты и педагоги. После конкурса члены жюри дали документальный комментарий каждому победителю, в том числе, и нам. Мы стали лауреатами II степени. Участников было очень много, только в нашей номинации порядка 106 ансамблей.
— Почему вы решили направить заявку на конкурс?— Во-первых, мы были в хорошей музыкальной и технической форме, которую поддерживали даже в период самоизоляции постоянными занятиями дома. Во-вторых, летом нам удалось записать хорошее концертное видео для конкурса. Мы благодарны руководству Ленинского мемориала и оркестра за оказанную поддержку. Вообще, отрадно, что политика филармонии направлена на развитие творческой инициативы музыкантов, поиск нестандартных творческих решений.
— Как вы оцениваете уровень других участников? Их записи можно было посмотреть в интернете, чтобы оценить свои шансы?— Да, записи выставлялись на канале Youtube. Уровень очень высокий. Сейчас в исполнительском искусстве идёт активный поиск новых смешений жанров и стилей. Если, к примеру, была классика, романтика, авангард, пост-классика, кроссовер, то сейчас появляются какие-то совершенно неожиданные формы ансамблевого музицирования, молодежи предоставлена полная свобода. Определить жанр, в котором играет тот или иной ансамбль, сложно. Потому что все идет на каком-то нерве, на стыке, я бы сказал: в одном произведении мы встречаем минимализм и максимализм. Это очень интересно. Мы старались соответствовать духу времени и высокой планке исполнительского ансамблевого искусства.
— Какую программу вы исполняли?— Программа была очень сложная, потому что мы исполнили три совершенно разных произведения. Мы сыграли кроссовер-версии «Тико-Тико» Зекинья де Абреу и Прелюдии № 4 ми минор Фридерика Шопена. В оригинале она написана для фортепиано, а у нас солировала балалайка-контрабас. Хотелось войти в некий эстетический конфликт, потому что все привыкли слышать, как звучит эта прелюдия на рояле, ее часто играют на баяне, аккордеоне. Но когда берется треугольный контрабас и играет знакомую мелодию на тремоло, вот это как раз и есть то, о чем я говорил раньше — конфликт культур.
И третья пьеса — Фантазия на темы Прокофьева из кантаты «Александр Невский» (автор Фантазии — Бронислав Семичов —
ред.). Изначально это симфоническое полотно. Мы «столкнулись лбом» с европейской общепринятой культурой, католический мир — и наш, восточно-христианский. Мне эта тема показалась очень интересной, и в музыке ее легче передавать аллегорическим образом, чем я попытался бы объяснить словами.
— Как жюри оценило ваше исполнение? Чем расположили к себе жюри?— Наверное, глубиной и профессионализмом. Музыканты нашего ансамбля «Лукоморье» — баянист Константин Новичков и домрист Александр Борминцев недавно на аттестации доказали, что они профессионалы высокого класса. Это отметили и в комментариях члены жюри конкурса. В нашем выступлении и исполнении не было напускного гротеска, вычурности. Мне показалось, что мы очень искренно и честно сумели свои мысли нарисовать музыкой.
— Какие требования предъявлялись к конкурсной программе? У вас она была во многом неожиданной, оригинальной и серьезной.— Требования к участникам в интернет-конкурсе минимальные, дающие полную творческую свободу музыкантам: любые 2−3 разнохарактерные произведения, общее звучание программы 15 минут. Жюри ждет каких-то «выскочек», ярких исполнителей, новых творческих явлений. Скажем, к примеру, лауреатом 1 степени стал ансамбль балалаечников из Екатеринбурга. Гран-при заняли наши знакомые «Sib-Duo». Сейчас этот ансамбль выступает в Петербурге, а вообще эти ребята из Новосибирска. Кстати говоря, когда я работал в Томской филармонии, мы с ними разделили Гран-при в новосибирском конкурсе «Новосибирск зажигает звезды». Условия конкурса GRAND MUSIC ART были направлены на то, чтобы появилось что-то новое, яркое. Очень хорошо, что народное музыкальное исполнительство активно развивается, несмотря ни на какие пандемии и летнюю жару.
— После конкурса есть какие-то предложения выступить или нет?— Мы немного обгоняем время, потому что мы еще не получили дипломы. Должны быть аудиозаписи. Еще неизвестно, будет ли Гала-концерт, и в каком формате он будет проходить: виртуально или нас куда-то пригласят. В любом случае наша победа не останется незамеченной.
— Поделитесь творческими планами?— Планы на будущее — как можно лучше выступить в проекте «Летние музыкальные сезоны в Усадьбе» на «Фестивале славянской культуры». Очень интересный формат и разноплановая программа, даже в жанре народной музыки, где играет и оркестр, и ансамбль, и солисты оркестра, и много приглашенных артистов и уникальных инструментов.
Поздравляем артистов ансамбля «Лукоморье» с победой! Желаем дальнейших успехов и достижений!