Всё, что мы можем сделать, чтобы политики немного остыли и перестали трясти мышцами и амбициями, это играть день и ночь, заявил саксофонист
ВЕДУЩИЙ. В студии саксофонист, народный артист России Игорь Бутман. Игорь Михайлович, мы знаем, что до того, как приехать к нам, Вы занимались спортом.
И. БУТМАН. Да, было такое дело. Я катался на лыжах, участвовал в потрясающей акции. Есть замечательная программа «Лыжи мечты» Сергея Белоголовцева и Наталии Белоголовцевой, где они ставят на лыжи детей с ограниченными возможностями. И после этого был аукцион, организованный моей супругой, где замечательные художники сделали арт-объекты из манекенов. Это был первый тур аукциона, второй тур будет в интернете, несколько арт-объектов были куплены. Их раскрашивали разные художники: Бартенев, Фёдоров, ещё несколько известных художников, работы которых стоят очень дорого. Здесь они делали всё на благотворительной основе, сделали очень интересные манекены, которые сейчас выставлены в ГУМе, через некоторое время будут выставлены на интернет-аукционе, все деньги пойдут на эту программу. Мы съезжали на горных лыжах с детьми, это было очень трогательно, проникновенно, и главное, что дети очень радовались. Дети, которые не совсем здоровы, для них это такая радость, что нереально смотреть на это. Я ещё пришёл без всего, но не выдержал, взял лыжи, тоже проехал с детьми, потому что было невероятно приятно.
ВЕДУЩИЙ. С 17 по 22 февраля пройдёт фестиваль «Триумф джаза». Это Ваша идея, в 2000 году прошёл первый фестиваль. Этот будет юбилейным, пятнадцатым.
И. БУТМАН. Это был не первый фестиваль, который я организовал в России. Первые два фестиваля прошли в День Независимости 12 июня — теперь это день России. Они так и назывались Независимые джаз-фестивали. И ещё потому, что мы ни от кого не зависели, только от продажи билетов и от нашего энтузиазма. Это были 97 и 98 годы, два фестиваля. Дальше, опять же занимаясь спортом, играя в хоккей, я познакомился с Игорем Владимировичем Шабдурасуловым. И с ним зародилась идея организовать фестиваль «Триумф джаза», тогда его поддерживал фонд «Триумф», поэтому дали ему такое название. Первый фестиваль прошёл в Доме кино, затем несколько лет подряд мы делали фестиваль в концертном зале «Россия», а теперь, когда не стало «России», мы делаем наши концерты больше всего в Доме Музыки. В этом году будет ещё детский «Триумф джаза», который мы осуществляем при поддержке московского правительства, оно уделяет последнее время большое внимание музыкальному образованию. Буквально вчера я был в Оренбурге, там проходил День науки, и в его рамках был большой концерт. И там был один преподаватель Академии культуры и искусства, который сказал, что после моего вопроса на одном совещании Дмитрию Анатольевичу Медведеву по поводу дополнительного образования и музыкальных уроков в школе, наконец всё сдвинулось с мёртвой точки. Этот вопрос я задал Медведеву года три назад. И вот получил отзыв от людей. И я очень рад, что в Москве серьёзно относятся к образованию. И вот в рамках детского «Триумфа» мы проводим конкурсы в школах. Дети будут выступать 17 февраля в Камерном зале Дома музыки, будут показывать своё мастерство, петь и играть. На следующий год мы постараемся взять больше дней и провести концерты в разных музыкальных школах, помимо Дома музыки, и разделим вокалистов и инструменталистов. Благодаря конкурсам, которые идут сейчас на телевидении, мы видим сколько талантливых у нас есть вокалистов. Но надо проводить конкурсы и инструментальные. Нам не хватаем хороших музыкантов именно в современной музыке, в джазе, в эстрадной, в поп, рок-музыке. Амбиций и претензий много, а играют пока не очень.
ВЕДУЩИЙ. А детей Вы отбираете прямо в музыкальных школах, там какие-то конкурсы проходят?
И. БУТМАН. Да. В музыкальных школах проходят конкурсы. Или они сами предлагают нам своих лучших студентов. Также во многих музыкальных школах пройдут мастер-классы молодых и известных музыкантов. Такие легенды как Николай Левиновский, молодые музыканты — Алевтина Полякова, Лев Лепнер, Валерий Гроховский, большой список, поедут и дадут мастер-классы.
ВЕДУЩИЙ. А талантливые дети из-за рубежа приедут на Ваш фестиваль?
И. БУТМАН. Нет. В этот раз мы займёмся нашими талантами. Талантливых ребят, кого не стыдно показать, много. Когда-нибудь мы будем делать, пока надо просто посмотреть. Есть договорённость с музыкальной школой Julliard в Нью-Йорке для обмена хорошими студентами. И это не пустые слова. Была официальная встреча у меня с Уинтоном Марсалисом, который является одним из руководителей этой школы. Ну, мы с ним не только по этим вопросам встречаемся, мы и играем вместе. И я ему рассказывал какие у нас успехи. И я очень рад, что этот великий музыкант и потрясающий человек очень заинтересован в наших культурных обменах. Несмотря ни на что.
ВЕДУЩИЙ. Игорь Михайлович, я помню по своей музыкальной школе, что любое публичное выступление — это стресс, кошмар и ужас. Как детям справляться со стрессом, Вы можете что-то посоветовать?
И. БУТМАН. С волнением не надо бороться. Волнение как раз и даёт тебе вдохновение, нерв. Просто надо готовиться серьёзно. Чем серьёзнее ты готов, тем меньше волнение может тебя сбить. Я видел многие выступления детей, под патронатом моим проходят такие же детские конкурсы в Иркутске уже несколько лет, и там выходят на сцену замечательные дети. Один исполнитель на ударных инструментах меня так поразил, что я пошёл в магазин и купил ему барабаны. Потому что у него своих нет, а играл он очень здорово. Маленький, но очень классный. У меня брат барабанщик и отец у меня был ударник, я сам не равнодушен к этому инструменту. И абсолютно человек не волновался рядом с ребятами гораздо старше. И играл потрясающе. Потому что был готов. Талант плюс огромная работа и посвящение себя делу.
ВЕДУЩИЙ. Перейдём к хедлайнерам фестиваля. Приедет трубач Теренс Бланчард со своим новым коллективом. Кто ещё будет?
И. БУТМАН. Помимо него приедет группа Yellow Jackets, в которой сейчас одну из главных ролей играет саксофонист Боб Минцер, один из моих кумиров на стадии моего обучения, да и до сих пор. Сейчас он уже мой хороший друг. Великолепный саксофонист, потрясающий аранжировщик, ради его приезда мы сделали так, что мой оркестр будет играть в двух концертах. Немного, чтобы не отнимать время у наших хедлайнеров, но мы очень хотим, чтобы Боб сыграл с нашим оркестром. Поэтому мы сыграем 21 и 22 февраля. Эти музыканты очень интересные. Это основатели стиля фьюжн, стиля джаз-рок, которые уже в течение 30 лет живут и творят, вся музыка у них свежая, энергия у них никуда не пропала, а только больше уверенности. Теренс Бланчард — великий трубач, великий композитор, написал много киномузыки к фильмам Спайка Ли, серьёзный музыкант, пишет большие партитуры для оркестров. У нас с ним будет тоже совместное выступление, надеюсь, что он с нами сыграет 22 числа. Но это уже будет чистый джем-сейшен. Лиза Хендри, певица из Нью-Йорка, которая выступает последнее время с Херби Хэнкоком, мы с ней выступали вместе в Стамбуле и Париже на Днях джаза в позапрошлом году и ещё за год до этого. Она будет выступать с замечательным трио Олега Бутмана. Будет наш потрясающий пианист Евгений Лебедев и его партнёр Антон Ревнюк, они выпускают диск, будет играть программу со струнным квартетом. Это великолепные мастера джаза. София Рубина, наша гостья из Эстонии, будет выступать вместе с Николаем Моисеенко, ещё одним мощным джаз-роковым фьюжн-саксофонистом. Который имел счастье и возможность обучаться в школе Berklee в Бостоне, много выступать, опытный музыкант, хотя достаточно молодой. А София Рубина, при том, что она джазовая певица, выступала и прошла довольно далеко на конкурсе «Голос».
ВЕДУЩИЙ. А внешнеполитическая обстановка отражается на ваших отношениях с Вашими знакомыми из Америки, из Эстонии?
И. БУТМАН. С музыкантами нет никаких разногласий. Они очень по-доброму относятся, интересуются. Тот же Уинтон Марсалис цитирует нашего президента Путина о том, что в России есть проблемы, но в Америке также есть проблемы, связанные с расизмом. И было очень удивительно слышать о расизме от очень успешного музыканта Уинтона Марсалиса. Он говорит, что расизм — это ещё не изжившая себя проблема в США. Мол, почему в России могут признать африканца героем нации и привёл пример Пушкина, а в Америке на уровне героя может быть только, может быть, Майкл Джордан, знаменитый баскетболист. Проблемы есть, и для меня это было, с одной стороны, удивительно, потому что я знаю каким успехом пользуется Уинтон и другие люди во всех сферах деятельности. Но он это чувствует. У музыкантов нет предвзятого мнения. Они либо ничего не знают, что тоже неплохо, люди занимаются своим делом, либо знают, но относясь к нам уважением, спрашивают наше мнение, почему так, хорошо это или плохо. Мы пытаемся рассказать нашу точку зрения, как мы это видим, как это понимаем, и они это слышат. В Нью-Йорке я поспорил с одним человеком. Но убедил его, как мне кажется. Но были вопросы в духе вопросов Лаврову на пресс-конференции. Про Крым, про Украину, про то, что мы себя неправильно ведём, должны по-другому, если хотим быть членами цивилизованного общества. Сразу возникает вопрос о каком цивилизованном обществе идёт речь. Я Америку очень люблю, и музыку, и фильмы, и всё, что с ней связано, но при разговоре о том, что мы совсем не имеем право ни на что, возникает вопрос почему. Успех Соединённых Штатов обеспечили в том числе и выходцы из России, Украины, из других стран. Это мировое достояние. Конечно, бывают и жаркие споры. Хотелось бы, чтобы эти споры привели к каком-то знаменателю. Хочется что-то объяснить людям, которые иногда не вдаются в подробности, а просто начинают тупо ненавидеть. Считать, что мы агрессоры и всё. Очень сложно остановить и убедить, аргументировать. И если мы что-то можем сделать, то нельзя ни в коем случае доводить до того, до чего может дойти. Сколько людей погибло в предыдущих войнах. И что поменялось в человеческой жизни? Прошли, загубили, и живём дальше. И ничего. А некоторые люди даже и не знают, что происходит.
ВЕДУЩИЙ. Музыка и политика. Нужно ли их связывать музыканту для себя? Или политика должна оставаться вне музыки?
И. БУТМАН. Музыка не может оставаться вне политики. А политика не может остаться вне музыки. Всё, что мы можем сделать, чтобы политики немного остыли и перестали трясти мышцами и амбициями, это играть день и ночь. Для того чтобы люди пришли в себя и подумали -что происходит? Почему вдруг это происходит? Люди, которые и по-украински не говорят, имеют претензии к нашей стране. Значит, это какое-то влияние. Мы готовы это влияние перебить. Музыкой, песнями, совместными проектами. Только для того, чтобы не было никому не нужных человеческих жертв. Вот и всё.
ВЕДУЩИЙ. Игорь Михайлович, Вы организовали свою звукозаписывающую компанию, международную, которая работает между Россией и Америкой?
И. БУТМАН Мы работаем на весь мир, но печатаем диски в России и в Америке. Надеемся, что они расходятся по всему миру миллионными тиражами. На это и живём.
ВЕДУЩИЙ. А где сложнее вести такой бизнес?
И. БУТМАН Он везде сложен. Если быть честным, то это вообще не бизнес. Особенно, в наше время, независимые лейблы — это вообще не бизнес. Это возможность сделать то, что ты делаешь, доступным, увековечить на диске. Это продаётся, но в основном мы продаём диски на концертах. Со временем затраты восполняются. Но многие музыканты, которых мы выпускаем, которые нам нравятся, мы даже не следим за их продажами, потому что нам важно, чтобы эти музыканты продолжали свою деятельность. Это не благотворительность, но прибыль тут не так важна. Андрей Кондаков, Вадим Эйленкриг выпустил у нас два диска, Олег Бутман, Николай Линскевич, Леонид Линскевич, Евгений Лебедев сейчас выпускает и Антон Ревнюк. То есть, мы по возможности даём нашим артистам выступать на тех концертах, которые мы продюсируем. А в Америке это продаётся в интернете, или, когда мы приезжаем с гастролями. Мы были осенью на гастролях, 14 концертов дали и минимум по 60 дисков на каждом продавали.
ВЕДУЩИЙ. Не любите нарушителей авторского права? Которые скачивают в интернете?
И. БУТМАН. Это плохо. Не буду говорить, что это хорошо. Но для нас важно, чтобы нас слушали. Конечно, это неправильно, но бороться с этим у нас нет средств, не такие большие продажи. Поэтому мы желаем хорошего прослушивания всем, кто скачает бесплатно, но пусть помнят о том, музыкант вложил в это серьёзные деньги. Каждый наш диск — это минимум 25 тысяч долларов. Это запись, сведение. Я не говорю о том, сколько труда. Это себестоимость хорошей студии с хорошими инженерами. Потому что когда берёшь не очень хорошую студию, то потом переживаешь и всё равно переделываешь.
ВЕДУЩИЙ. Однажды Вы давали интервью и сказали, что джазовый язык потихоньку перебирается в симфоническую музыку. А как сейчас? Симфоническая музыка оперирует джазовым языком?
И. БУТМАН. Когда мы делали совместные концерты с Юрием Башметом, мой соученик по музыкальному училищ пианист и композитор Игорь Райхельсон написал академическую музыку с джазовым языком, с джазовыми гармониями, с джазовым чувством. Написал специально для Башмета и меня. И это не первый труд. Будучи не достаточно осведомлённым, я как-то поспорил с одним афроамериканским музыкантом, путешествуя с оркестром Лайнола Хэнтона, кто у кого украл музыку. Он тогда сказал, что белые украли у чёрных джаз. Я вступился за белых музыкантов, и мы долго спорили. И одним из аргументов моих было то, что Глазунов написал концерт для саксофона в начале 20 века. И в этом концерте больше джаза, чем в 30–40 годы было у американцев. И он сдался. Много лет спустя Юрий Башмет попросил с ним сыграть концерт Глазунова. Я взял эти ноты и оказалось, что Глазунов написал их в 1936 году. Под влиянием джаза. Написал в Париже, тогда во Франции джаз был очень популярен. Я не знал. Но в споре тогда победил. У Шостаковича есть джазовая сюита. Я уже не говорю о Бернстайне и других современных композиторах. Там очень много джаза. Или чего-то похожего. Сейчас это всё соединяется. Это очень интересно. Но очень ответственно. В джазе есть вещи, которые требуют умения пристраиваться и перестраиваться.
ВЕДУЩИЙ. Я хочу чуть вернуться назад. Вы говорите, что готовы играть если потребуется, сколько угодно, для того чтобы прекратить бессмысленный конфликт. Что, нужны уже какие-то нетривиальные способы, на уровне дипломатии не получается пока?
И. БУТМАН. Это не такой простой процесс. Например, Николай II планировал перед Первой Мировой собрать конференцию по ситуации в Европе. Не получилось. И началась Первая мировая война. Сейчас мы видим, как Меркель, Олланд и Путин встретились. И будут встречаться в Минске, надеюсь, договорятся и придут к какому-то знаменателю. Это принципиальный вопрос для всех сторон, и для нас в первую очередь. Мы практически в изоляции, многие на нас смотрят косо. И наша выдержка, наша сплочённость, наша уверенность в себе должны показать миру, что есть место правде и в нашей позиции.
ВЕДУЩИЙ. А есть сплочённость в российском обществе? Или наоборот раскол?
И. БУТМАН Мне кажется, есть. Главное, чтобы это не переросло в желание пойти и воевать.
ВЕДУЩИЙ. Многие Ваши коллеги поддержки ради ездили в Донбасс. Вы не собираетесь? Вам не предлагали?
И. БУТМАН Нет, не предлагали. Во-первых, там идут военные действия, и сейчас не надо делать движений, которые могут спровоцировать негатив. Зачем будоражить людей? Со слов всех политиков, это не российская война. Это конфликт внутри Украины. И на данный момент, я поддерживаю Украину, чтобы люди смогли там договориться, определиться, начать уважать друг друга, перестать меряться всеми возможными предметами и начать новую жизнь с новыми реалиями, новыми возможностями и с пониманием того, что общество неравнодушно ни в России, ни за рубежом.
ВЕДУЩИЙ. А давайте поговорим про социальную жизнь. Не про музыку, а про последние новости. Вы знаете, например, что хотят учредить День отца?
И. БУТМАН. Такой праздник совершенно точно есть в США. Ну и почему не сделать лишний момент, чтобы обратить внимание на тех, кто является отцами? Чтобы его дети поздравили. Это может быть семейное торжество. Супруга поздравит, друзья, вечер не перед телевизором провести, а поговорить о том, что отцовство — это хорошо. Мне кажется хорошая идея.
ВЕДУЩИЙ. Вам хватает времени на детей? Разговаривать с ними, общаться? Совместно спортом заниматься?
И. БУТМАН. Не хватает. Раньше, когда мы жили на даче, можно было выйти и сразу погонять в хоккей, поиграть в футбол. Сейчас мой младший сын ходит в детский сад, потом пойдёт в школу, до дачи далеко, а во дворе не поиграешь. Если куда-то везти, то надо везти на каток, а ближайший у ГУМа. Это зимой. И то, надо прийти, раздеться, и много народу. Сложнее стало. Есть площадки, но их не так много, как было, когда я рос, и отец меня научил всему. Но ничего. Старший сын вырос, учится. Общаемся. И младший тоже достаточно времени со мной проводит. Он в хорошем садике, там занимается спортом, занимается музыкой.
ВЕДУЩИЙ. Учите детей музыке?
И. БУТМАН. Учил старшего, но он не проявил большого интереса к этому делу. А младший проявляет. Но заниматься не хочет. Поёт очень хорошо. Главное, что есть слух, есть ритм, желание к сцене.
ВЕДУЩИЙ. И всё-таки вернёмся к музыке. Какой город сейчас, на Ваш взгляд, является джазовой столицей?
И. БУТМАН. Больше всего джаз-клубов, конечно, в Нью-Йорке, там больше музыкантов. Там сам город напичкан джазом. Клубами, залами, туда приезжают учиться, есть большой Линкольн-центр. Я могу сказать, что Москва тоже является одним из центров джаза. Здесь очень интересно, здесь проходит не один фестиваль. Скоро будет «Очарование джаза» Анатолия Кролла, где будет много вокального джаза, грядут другие программы, День джаза будет 30 апреля, летом «Усадьба Джаз», «Джаз в саду Эрмитаж», два новых джазовых клуба открылось, в Доме музыки проводятся постоянно концерты, в Зале Чайковского, в Большом зале консерватории. Интерес к музыке и вообще к культуре в Москве огромный. И к джазу очень большой. И по интересу я Москву поставил бы сразу за Нью-Йорком. Уровень наших музыкантов надо подтягивать, чтобы наполнить концертные залы лучшими экземплярами. Но это должно пройти какое-то время. Но уже есть музыканты мирового уровня, которые собирают людей. Это то, о чем мы говорили с Марсалисом. В Нью-Йорке много музыкантов, но как сделать, чтобы на них пришёл народ? А приезжает Московский джаз-оркестр под управлением вашего покорного слуги — полный зал. И не только наши бывшие соотечественники. По городам Америки мы проехали, полные залы и нет русской речи.
ВЕДУЩИЙ. Ваше имя в Америке достаточно известно.
И. БУТМАН. Это приятно слышать, но мы своё имя во многом создали сейчас в Москве. Не отбирая ничего у Нью-Йорка, пока это безоговорочный лидер, Москва может быть спокойно на втором месте.
ВЕДУЩИЙ. В этом году отмечается 70-летие Победы. И всех наших гостей мы спрашиваем о том, какие есть, может быть, семейные воспоминания о войне. Что Вам рассказывали?
И. БУТМАН. Мне рассказывал только отец. Он был совсем маленьким. Их эвакуировали из Ленинграда. И то, как они ехали в поездах, что они пили, что ели, как это было, кто их кормил, как это всё было сложно, он мне рассказывал. Остальное я знаю из фильмов и книг о войне. И, к сожалению, ничего не сохранилось в семейном архиве с тех лет. У меня сохранились фотографии моих прадедов, которые воевали в Первую мировую. Есть дневники предков, которые принимали участие в наполеоновских войнах. А вот из Великой Отечественной войны ни у меня, ни у моих родственников ничего нет.
rusnovosti.ru