Волшебный перезвон колокольчиков разносится тут и там по Соборной площади в Белгороде. То звонкий и колючий, как капель, то глухой и тяжеловесный… Это всё карильон — колокольный многоголосный музыкальный инструмент, жемчужина областной филармонии. Он «приехал» к нам из Голландии и впервые зазвучал на белгородской земле 12 июля прошлого года, в день годовщины Прохоровской битвы.
Инструмент этот поистине уникальный. Не только потому, что может работать как в ручном, так и в механическом режиме. Он еще и мобилен. В специальном грузовике его перевозят с места на место, чтобы как можно больше белгородцев из всех уголков области могли познакомиться с завораживающими, чарующими звуками 51 колокольчика.
«Колокол отлит из бронзы и содержит в своём звуке большое количество обертонов — берёшь один звук, а слышится целое трезвучие. Богатство звуковых тембров карильона рождает атмосферу торжественности, некоей приподнятости — в этом и заключается прелесть колокольной музыки», — объясняет лауреат международных конкурсов, солист Белгородской филармонии Тимур Халиуллин.
Карильон известен с IX века. Ранее этот инструмент устанавливался на зданиях городских ратуш и церковных колокольнях, сегодня стал помещаться и на отдельных специально отстроенных архитектурных сооружениях башенного типа — для использования его в качестве самостоятельного концертного инструмента, а также на передвижных платформах, как в Белгородской области. Главные элементы конструкции карильона — исполнительский пульт (с мануалами и педальной клавиатурой, как у органа) и набор неподвижно подвешенных колоколов. Сегодня на карильоне разыгрываются как народные мелодии, переложения произведений классиков, так и сочинения, созданные современными композиторами специально для этого инструмента. В Россию карильон был завезен и установлен на колокольне Петропавловского собора Петром I. Сгоревший позже, он был восстановлен в наши дни. Из отечественных профессиональных композиторов первым автором музыки для карильона является Сергей Тосин.
Сегодня в России всего три карильона: два — в Санкт-Петербурге, а третий — в Белгороде. Без сомнения, жители нашей области получили уникальную возможность не только познакомиться с этим инструментом и чарующей музыкой, которую он создает, но и стать постоянными слушателями концертов карильона. А они, без сомнения, прочно войдут в программы музыкальных сезонов филармонии.
Е. МАМИНА.
По материалам Белгородской областной молодёжной газеты «Смена», 2013