Третий фортепианный концерт Сергея Прокофьева звучал 29 мая 2016 года в зале Самарской филармонии в исполнении лауреата международных конкурсов, пианиста Филиппа Копачевского и Академического симфонического оркестра Самарской филармонии под управлением художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста РФ Михаила Щербакова. Концерт проходил при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Звёзды XXI века».
Перед нами предстал изысканный Прокофьев, в лучших традициях неоклассицизма. Филипп Копачевский сумел гибко соединить в произведении динамичность и созерцательность, лирику и эпос, кантилену и токкатность. Сочетание народной песенности и динамизма, единство и взаимопроникновение этих полярных способов выразительности были в его интерпретации убедительны. Солист обладает прекрасным чувством ритма и тонко ощущает оркестр.
Интеллигентность стиля и европейская манера исполнения Филиппа Копачевского прекрасно послужила ему и в раскрытии стилизации старинного гавота во второй части концерта, построенного в форме темы с пятью вариациями и заключением. Гавот звучит изящно, грациозно и по-прокофьевски чуть саркастично. Пианист демонстрирует виртуозное владение всеми видами фортепианной техники.
Финал концерта блеск и феерия. И здесь Прокофьев Копачевского рафинированный композитор, который разговаривает со слушателем на «Вы». «Ты солнечный богач!» писал поэт Константин Бальмонт своему другу Сергею Прокофьеву. И действительно его музыка Прокофьева это светлый мир, который композитор пронес через все свое творчество. Весенний дух музыки финала, цветение жизни, полное внутреннего ликования, ее возрождение через тернии бытия все это ярко прозвучало в трактовке Филиппа Копачевского и Михаила Щербакова. Музыканты выразительно передали образы радости, оптимизма и жизнелюбия, преобладающие в этом произведении.
Этот невероятно сложный технически концерт, наполненный свежестью и энергией молодости под силу исполнить только необычайно талантливому пианисту, блестяще владеющему всеми видами фортепианной техники. Не случайно, его включали и включают в концертные программы лучшие исполнители всех стран (Эмиль Гилельс, Владимир Горовиц, Ван Клайберн, Леонид Оборин, Яков Зак, Михаил Плетнев и другие крупнейшие пианисты). Сколько труда нужно вложить в это произведение и сколько тернистых троп пройти артисту, чтобы приблизиться к совершенству!
29 мая мы услышали первое концертное исполнение этого произведения Прокофьева Филиппом Копачевским на концертной эстраде. На бис Филипп Копачевский исполнил пьесу «Меркуццио» из балета Ромео и Джульетта Прокофьева. Потенциал у пианиста огромен, и мы надеемся, что еще не раз он порадует нас своими выступлениями.
Текст: Юлия Шумилина
Фото: Денис ЕгоровВидео: Денис Егоров