ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ СИМФОНИЯ ТИГРАНА АХНАЗАРЯНА

Добавлено 04 июля 2013 muzkarta

Хабаровская краевая филармония

В конце 74-го филармонического сезона наконец стало известно: у Дальневосточного симфонического оркестра появился новый главный дирижер.

Позвольте представить: Тигран Ахназарян.

Хотя многие с ним уже знакомы - по выступлениям оркестра в Концертном зале и на парковых концертах. Кроме того, Тигран Ахназарян представлял оркестр в Комсомольске-на-Амуре в начале июня.

- Тигран Суренович, правда ли, что ваше назначение на должность главного дирижера произошло по желанию самого оркестра?

- Абсолютная правда. За меня проголосовали большинство оркестрантов. Меня это порадовало. Ведь я много слышал о Дальневосточном симфоническом. О том, что это фактически ведущий оркестр Дальнего Востока.

Все так. Это замечательный оркестр, который понимает дирижера с полуслова. Поверьте, это дорогого стоит - когда музыкантам не приходится все объяснять по нескольку раз. Они реагируют мгновенно, и потому плодотворная работа у нас началась сразу же, с первых репетиций.

Кстати, я был первым дирижером из приглашенных на прослушивание (всего нас было пятеро). Мы сыграли два концерта с симфоническим оркестром и один - с камерным оркестром «Серенада». Концерты прошли на «ура». Публике так понравилось, что многие захотели вновь прийти, пришлось даже ставить дополнительные стулья.

- А как вам Хабаровск? Не пугают расстояния?

- Первый раз в Хабаровск я приехал в январе, но мне сразу показалось, что это очень теплый, дружелюбный город. И как же я был счастлив, когда в мае увидел зелень, солнце, тепло, бульвары на холмах, гуляющую по вечерам публику.

А расстояния? Нет, не пугают. Да, семь часов в самолете. Но, на минуточку, для сравнения - девять часов из Санкт-Петербурга до Москвы, но на поезде. К тому же, в поезде не так комфортно, как в самолете. Хабаровск - прекрасный развивающийся город, столица региона, и еще вопрос - у кого больше перспектив сегодня - стран АТР или «старушки» Европы.

- Вы росли в музыкальной семье: родители - профессора Московской консерватории скрипач Сурен Ахназарян и пианистка Гаянэ Ахназарян, младший брат Нарек Ахназарян - известный виолончелист, победитель международного конкурса имени Петра Чайковского.

- Это так. Я очень люблю свою семью и, конечно, безмерно горжусь братом. Когда ему было двенадцать, Нарек так хорошо выступил на детском фестивале в Суздале, что ему предложили продолжить обучение в Москве.

Родители, посовещавшись, приняли приглашение. Хотя решение было непростым: мама, оставив консерваторию в Ереване, переехала с братом в Москву, а мы с папой остались. Конечно, мы старались часто встречаться и очень скучали друг по другу. Только через семь лет семья воссоединилась: папа переехал в Москву и начал преподавать в консерватории.

- Как вы сами стали дирижером?

- У меня были замечательные учителя. В Ереване - Эмин Левонович Хачатурян, известный дирижер и композитор, племянник Арама Хачатуряна, почти двадцать лет возглавлявший Государственный симфонический оркестр кинематографии СССР. С его благословения я продолжил учебу в Санкт-Петербургской консерватории. Там я стажировался у Ильи Александровича Мусина, российского дирижера и педагога, создателя ленинградской дирижерской школы.

В мире классической музыки это человек-легенда: он воспитал таких знаменитых дирижеров, как Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Василий Синайский, Семен Бычков, Арнольд Кац, дружил с Митей Шостаковичем (так запросто он его называл) и Сергеем Прокофьевым.

Илье Александровичу было уже за 90, но, когда он вставал за пульт, груза лет не ощущалось. Это был представитель ленинградской интеллигенции, таких людей сегодня мало осталось. Он никогда не переходил на «ты», максимально деликатно высказывал критику.

Попасть к нему на стажировку для меня было страстной мечтой, для этого пришлось выдержать конкурс - двадцать человек на место, причем все конкурсанты уже были известными дирижерами.
Это был последний класс Мусина, многие выпускники сегодня руководят оркестрами с мировым именем.

- На ваш взгляд, сегодня в мире больше хороших дирижеров или хороших оркестров?

- Илья Мусин говорил: «Плохих дирижеров десятки тысяч. Дирижеров - тысячи. Хороших дирижеров - сотни. Замечательных - десятки. Выдающихся - можно посчитать по пальцам». Хотите посчитаю нынешних? Клаудио Аббадо, Рикардо Мути, Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Жорж Претр, Курт Мазур. Хватило пальцев на обеих руках. А вот хороших оркестров все-таки больше.

- Какие планы у вас в Хабаровске?

- Я сторонник того, чтобы оркестр играл разнообразную музыку. Планку достойного оркестра надо поднимать - и по сложности программ, и по воспитанию публики. К примеру, исполнять произведения Рихарда Штрауса, Рихарда Вагнера, Дмитрия Шостаковича, Антона Брукнера, Густава Малера.

В новом юбилейном сезоне я планирую заняться кадровым пополнением оркестра, приглашать ведущих российских и зарубежных солистов и дирижеров, обновить инструментарий группы деревянных, медных духовых и ударных. Сейчас мы работаем над уникальным проектом: впервые в России в Хабаровск приедет мастер струнных инструментов из Кремоны (Италия). Он проведет диагностику и, при необходимости, ремонт струнных инструментов оркестра. Планируются гастроли по Дальнему Востоку и в странах АТР.

Дальневосточный симфонической оркестр имеет хорошие традиции, у него - масса перспектив, и я приложу все свои силы для их развития.

- Сколько у вас дирижерских палочек?

- Я работаю с несколькими палочками. Выбор зависит от многого: композитор, произведение, иногда настроение. А бывает, выхожу дирижировать без палочки.

- Какой черте вашего характера вы больше всего благодарны?

- Искренности и душевности.

- Дирижерский пульт для вас - место для власти или одиночества?

- Ни то ни другое. Симфоническую музыку сегодня не построить одному. Я далек от диктатуры и люблю пластичное общение. Хотя считаю, что настоящий дирижер должен иметь свое мнение во всем - и в творчестве, в администрировании.

Беседовала
Марина Литвинова.

4 июля 2013 г.
Газета "Тихоокеанская звезда"

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору