После репетиции аншлаговой программы «Легенды русского рока» нам удалось побеседовать с ее автором — молодым и талантливым музыкантом, композитором и дирижером Данилом Милкой.
В этот раз нас ждет что-то грандиозное и незабываемое, ведь в концерте принимает участие Юлия Чичерина. Хотелось бы узнать о ваших впечатлениях от этого музыкального события в Донецке.
— Ну тогда давайте начнем сначала. С певицей, автором-исполнителем песен Юлией Чичериной я познакомился сравнительно недавно, несколько месяцев назад. Организаторы конкурса «Звезда республики» решили предложить Юлии Чичериной выступить на Гала-концерте в Центре славянской культуры в сопровождении симфонического оркестра, о чем певица давно мечтала и говорила неоднократно. Впоследствии, организаторы предстоящего концерта нашли человека, который сделал аранжировки пяти песен. Для выступления выбрали студенческий симфонический оркестр Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева. Поскольку руководителем этого учебного коллектива является Владимир Заводиленко, то и дирижировать выступлением должен был он. Но так получилось, что у него совпала дата и время концерта с Юлией Чичериной, с концертом в Донецкой филармонии и Владимир Владимирович пригласил меня провести репетиции и продирижировать. Юлия приехала за несколько дней до концерта. Мы познакомились, удалось успешно прорепетировать пять песен (песен, посвящённых нашей текущей войне). Стоит сказать, что меня не удовлетворили оркестровые аранжировки этих песен, но за неимением времени для создания новых партитур мы выступили с теми, которые были. Работать вместе с Юлией Чичериной мне тогда (и впоследствии) очень понравилось, мы быстро нашли точки соприкосновения, с ней было легко и комфортно. Поэтому ещё до нашего первого совместного выступления у меня возникла мысль о дальнейшем сотрудничестве. Тем более, что выбранные песни оказались очень благодатным материалом для «раскрашивания» средствами и тембрами симфонического оркестра. И при грамотном подходе к аранжировке эти песни можно было бы сделать очень интересно и красиво. Впоследствии мы обсудили с Юлией эту идею и договорились продолжить наше сотрудничество, но уже с профессиональным симфоническим оркестром Донецкой государственной академической филармонии, и, естественно, с моими оригинальными аранжировками.
Нами было принято решение, что в преддверии Дня Великой Победы и Дня Донецкой Народной Республики представленный цикл военных песен в исполнении Юлии Чичериной и Академического симфонического оркестра им. С. С. Прокофьева будет очень соответствовать настроению праздников 9 и 11 мая. Поскольку программа «Легенды русского рока» уже состоялась раньше, мы решили совместить лучшие инструментальные композиции этой программы с девятью песнями в исполнении Юлии Чичериной (прозвучат песни «Рвать», «Мой Сталинград», «Моя Спарта», «На передовой», «Пожалуйста»). Помимо военных песен, написанных о войне в Донбассе и посвященных героям освободителям и защитникам Донецкой Народной Республики, в исполнении Юлии Чичериной прозвучат хиты прошлых лет. Видеоряд, который будет транслироваться на экране, безусловно, усилит восприятие, общее состояние и образ песен, которые будут звучать. Должен получиться хороший концерт.
— Насколько я знаю, Юлия Чичерина приезжала на Донбасс и выступала на передовой для бойцов, в разрушенных школах, больницах, исполняя песни, созданные о нашем крае и о нашей войне. Они звучали в разных вариациях и под гитару, и под аккомпанемент рок состава, и с замечательным донецким бардом Владимиром Скобцовым, но в сопровождении Академического симфонического оркестра в Донецкой филармонии они прозвучат впервые.
В.Скобцов, Д. Милка, Ю. Чичерина, А. Парецкий— К 23 февраля, буквально за два дня, я сделал две Юлины песни «Рвать» и «На передовой». До последнего не знал, успеет ли она приехать и выступить на концерте. Она успела, но у нас тогда даже с ней не получилось эти две песни отрепетировать. Мы встретились прямо на сцене донецкой филармонии. Она их хорошо знала, с оркестром я отрепетировал их отдельно и мы прямо без совместной репетиции исполнили их на концерте.
— Данил, Вы ведь совершили невозможное, у вас было ограниченное время на создание девяти аранжировок к концерту 5 мая?
— Спасибо. Да, полтора месяца для создания 9 аранжировок для симфонического оркестра — это очень мало. Существует такое негласное правило: чем больше сидишь, работая над инструментовкой, тем она лучше получается. Здесь прямая зависимость. Чтобы сделать хорошо одну песню, продумать, прослушать, в среднем нужна одна неделя. Нюансов в создании аранжировок очень много. Предела совершенству нет, улучшать можно (и нужно) очень долго. У композитора Гайдна был всегда оркестр под рукой. И он, чуть что-то написал, — сразу пробует, слушает в исполнении оркестра. Поскольку у меня такой возможности нет, и работаю я за компьютером и за фортепиано, поэтому надеешься, что некоторые моменты в аранжировках проявят себя с одной стороны, а нет, при звучании оркестра понимаешь, что нужно что-то добавить, а что-то убрать и сделать по-другому. Творческий процесс бесконечен, и улучшать всегда есть что, и даже если ты доволен на данный момент, проходит время, и ты понимаешь, что многое можно улучшить. Мой педагог в музыкальной академии говорил: «Нужно, чтобы грунт осел, и тогда, по прошествии времени, многое видится по-новому». Потому что и слух притупляется, в буквальном смысле, и восприятие того, над чем ты работаешь. Возвращаешься к партитуре, слабым местам в ней, — и уже понимаешь, свежим и новым взглядом видишь, как и что можно сделать лучше. Когда тебе некуда расти и кажется, что ты гений, ты перестаешь видеть свои ошибки, — значит, пора заканчивать.
Проблем с Юлией Чичериной в процессе работы над аранжировками не было. По некоторым моментам мы с ней списывались (это касалось тональностей и форм песен) и, общаясь по интернету, решали проблемы технического плана. Эти новые песни должны получиться хорошо, а потом, возможно, мы продолжим наше сотрудничество с ней, доведём «дело» до полноценного сольного концерта. Если что-то получается, это можно и нужно развивать, углублять, расширять. Самое приятное это, когда слышишь, что музыка звучит все лучше и лучше. Солистка довольна, и я, в целом, тоже доволен. От репетиции к репетиции становится лучше, начинает вырисовывается общая картина. Это приятный момент, когда видишь результаты своего труда.
— Песня «Пожалуйста» вызывает очень сильное эмоциональное потрясение. Видеоряд усиливает воздействие многократно. Музыка подчеркивает ужас происходящего и значимость каждого слова.
Каждая песня звучит в эксклюзивной и оригинальной аранжировке. Получившимися аранжировками в целом я доволен. «Русское поле» считаю маленькой победой, так как в этом случае при создании аранжировки не опирался ни на какой из предыдущих вариантов. В основном при работе над аранжировкой слушаешь разные версии, выбираешь и берешь за основу один вариант и доводишь сообразно со своим видением весь материал до конечного результата. А вот песня «Русское поле» в исполнении Юлии Чичериной отличается от оригинала очень сильно. Она мне прислала видеозапись, на которой был только вокал и гитара, то есть, понятно, что нет никакой аранжировки, есть мелодия, гармония, форма и слова песни. Вся раскраска, аккомпанемент, подголоски, туттийные моменты, связанные непосредственно с раскраской и аранжировкой песни, — это моя работа. Песня получилась достаточно быстро, я ее сделал дня за три. Но эти три дня — это примерно по десять часов работы. Два дня назад закончил, то есть за день до начала репетиций (улыбается, прим.).
Наверняка такая работа требует колоссальных затрат. Физически сильно изматывает?
— В большей степени это затраты не физические, а затраты творческой энергии, душевных сил, эмоций. Если физические затраты можно компенсировать достаточно быстро, наладив питание и сон, пару раз сходить в бассейн, то творческая энергия имеет свои пределы. Когда она исчерпывается, то нужно достаточно много времени, чтобы ее восполнить, и с этим, как оказалось, большая проблема. Буквально только несколько лет, работая над такими крупными программами с большим количеством оригинальных аранжировок, большими объемами нотного материала, я сталкиваюсь с этим. Порой, чувствую себя физически нормально, но эмоционально выжат, как лимон. Вроде бы и можешь работать физически, а внутри творческой энергии нет, и ты как пустой кувшин. Технически в нотном редакторе я ноты набираю быстро. Самое важное — это найти правильную идею, правильное решение той или иной творческой задачи. Когда это решение находишь, тогда все получается быстро. А если творческой энергии нет, тогда можно очень долго сидеть и думать над, казалось бы, элементарным местом, не находя правильной мысли и идеи.
— Из чего Вы черпаете вдохновение и творческую энергию, когда нет гор? Знаем, что Вы любите ходить в горы. «…Лучше гор только горы, на которых еще не бывал? …»
— Да, безусловно, горы — это самое сильное, что есть в этом мире. А так, восстанавливаю творческую энергию буквально из всего (смеётся, прим.). Точно и определенно сказать не могу. Это и общение с людьми, приятное времяпрепровождение, общение с близкими. Не буду тривиальным, если скажу, что это и хорошая еда, вино, красивый пейзаж, прогулки на свежем воздухе… Из всех этих приятных вещей энергия постепенно конденсируется сама. Нельзя сказать, что я летом хожу в горы и все, а остальное время сосредоточен только на работе. Для музыканта это странно звучит, но у меня есть еще одно хобби. Мне очень нравится собирать музыкальные инструменты и учиться хоть немного на них играть. Вот, под столом у меня валторна. Я учусь на ней играть, просто для себя. Мне нравится звучание этого инструмента, особенно когда у меня получаются хорошие звуки. Сейчас осваиваю новый перкуссионный инструмент. Он называется глюкофон. Это стальной барабан, с несколькими прорезанными лепестками. Каждый лепесток — это один звук. Возможно, в новом сезоне буду его включать в свои программы. Очень люблю различные гитары. Так что, я не отказываю себе в удовольствии чему-то научиться, если есть такая возможность.
— Данил, вы неординарная личность, креативный, оригинальный и творческий человек во всем. Удачи вам, сил, терпения, вдохновения и нескончаемой творческой энергии.
filarmonia-donetsk.ru