Дирижер, композитор и аранжировщик донецкой филармонии Данил Милка рассказал в интервью «Комсомолке» о том, как создавались популярные постановки филармонии, что значит быть дирижером и о своей Пассакалии памяти жертв Донбасса
Идет репетиция Рок-хитов. Фото: Юлия АНДРИЕНКО
Однажды перед началом программы в донецкой филармонии вдруг пустили короткую рекламу шоколада «Милка». Я в недоумении пожала плечами: вот уже и в филармонии реклама. А потом оказалось это коллеги сделали сюрприз своему дирижеру — Данилу Милке.
Рок в судьбе ДонбассаРеклама 13
Это был 2015 год и первое мое знакомство с композитором, аранжировщиком и дирижером Данилом Милкой. Наблюдать за ним было истинным удовольствием: подвижный, пластичный, парень с есенинской внешностью перевернул мое представление о дирижерах, как о суровых зрелых мужчинах в черных фраках. Даже его образ отличался от строгих канонов — то серебряный пиджак, то цепочки на брюках, то свитшот с портретом Константина Кинчева. А двигался он так, словно танцевал.
После этого мы встречались не раз: «Simply the Best», Рок-хиты, Легенды русского рока — все эти программы проходили с аншлагами, а билеты на них разбирались моментально. Возможно потому и приняты были рок-хиты дончанами с огромным интересом, что именно рок-музыка, как никакая другая, гармонировала с судьбой Донбасса.
2 марта дончан ждет авторская программа Данила Милки, где он предстанет не только как аранжировщик и дирижер, но и как композитор. Фото: ЮЛИЯ АНДРИЕНКО
Однажды по окончании концерта я поднялась на сцену, чтобы пожать эти талантливые руки и напроситься на репетицию. Хочется же увидеть, как создается волшебство! Удалось это не сразу — кроме работы в филармонии, Милка преподает в Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева. Ведет инструментоведение и дирижирование.
«Это моя жизнь!»И вот репетиция Рок-хитов! Странное чувство — зрительный зал пуст, поднят экран, на котором завтра будет транслироваться видеоряд, на сцене музыканты шутят между собой на профессиональном сленге, настраивают инструменты. Но самое главное — я поменяла ракурс, ведь на концерте дирижера мы видим со спины (и надо сказать спина эта гениальна!). Кто-то из музыкантов проронил: «Наконец-то рок-хиты!» Наверное, повторять десятки раз на репетициях и концертах хочется все-таки то, что нравится самому.
Звучит команда «Тишина!» и начинается репетиция — оживает все это колдовство скрипок, тромбонов, контрабасов, гитар, виолончелей, валторн, ударных. Дирижер Данил (не обманывайтесь его фамилией Милка) в меру строг, кому-то делает замечания, где-то просит начать композицию сначала. Но в первую очередь он требователен к себе — постоянно что-то правит, совершенствует. Как он не устает? — проносится у меня в голове. Будто ответом мне звучит тема It’s my life.
Это моя жизнь. Фото: ЮЛИЯ АНДРИЕНКО
Репетиция длится три часа с небольшим перерывом. Данил вносит правки в ноты и просит оркестр: «Мне главное, чтобы композиция прозвучала!» Музыканту обещают: «Прозвучит». Понимаешь, что выражение «первая скрипка оркестра» несколько преувеличено, здесь важен каждый инструмент.
Не только за дирижерским пультомОтдача на репетиции полная, а после этого у дирижера другие организационные вопросы, ведь завтра концерт, потому об интервью с Данилом Милкой договариваемся на другой день. Встречаемся в стенах Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева.
Это становится сюрпризом — увидеть его не за дирижерским пультом. В кабинете два рояля, стол с ноутбуком, а на стенах портреты знаменитых дирижеров.
— В стенах музыкальной академии я помню себя лет с четырех, недалеко от входа тогда рядом с доской объявлений еще висел барельеф Ленина, а само учебное заведение называлась консерваторией, — мягко улыбается Данил. — В подтверждении моих воспоминаний, сохранились фотографии тех лет — там мы маленькие дети, нарядные, в руках у нас различные ударные инструменты. По всей видимости, мы готовимся выступать на каком-то утреннике, и подписан год — 1989.
Это неудивительно, отец Данила был известным композитором, преподавал в музыкальной академии и работал артистом оркестра в донецкой филармонии. Тот самый случай, когда гены на потомке не отдохнули.
Юлия Чичерина призналась, что выступать с оркестром донецкой филармонии ей очень понравилось, а военная тематика ее песен звучала особенно сильно. Фото: архив Данила Милки
Свое призвание я осознал не сразу, был обычным ребенком, который не заглядывает далеко в будущее. Как и многие дети хотел проводить много времени с друзьями, играть в футбол. Но при этом, так или иначе, старался выполнять все задания, которые задавал мне мой отец, а так же, выполнения которых, требовали в музыкальной школе. Примерно с 13−14 лет меня уже было невозможно оттащить от фортепиано, я бесконечно что-то играл, подбирал и т. д. Признаться, настолько, как к музыке, меня и не тянуло больше никуда. Когда я был подростком, то не слишком хорошо учился, а вот академию окончил на «отлично», получив образование сразу по двум специальностям «Композиция» и «Музыкальное искусство эстрады». А этим летом мне посчастливилось окончить Ростовскую государственную консерваторию имени С. В. Рахманинова по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование».
Лучший отдых — горы. Фото: архив Данила Милки
Творчеству нужен воздух— А сами вы строгий преподаватель? Двойки часто ставите? Когда ждала вас в холле, успела пообщаться со студентами. Они отзываются о вас, как о требовательном, но справедливом педагоге, — любопытствую я.— Завтра как раз буду принимать экзамен по дирижированию. В музыкальной академии я начал преподавать сразу же после её окончания, с того момента уже прошло 10 лет. Двойки не ставлю. Бывает, конечно, вижу, что студент еще не нашел себя, у кого-то вообще отсутствие всякого интереса, кто-то пришел под влиянием родителей. Хорошо, если они осознают это вовремя. Но я говорю только о некоторых студентах. Многие — действительно талантливые ребята.
В донецкой филармонии Данил начал работать еще, будучи студентом пятого курса, в коллективе эстрадного ансамбля «Септет-джаз». А в 2014 году встал за дирижерский пульт. Александр Парецкий, тогда еще, будучи в должности министра культуры ДНР, предложил Данилу попробовать новое для филармонии направление — создать оригинальную программу для симфонического оркестра из песен самых знаменитых рок-групп, написать аранжировки и продирижировать. С этого времени донецкая филармония будто обрела второе дыхание. Начался новый этап ее истории.
— Со стороны руководства мне была предоставлена большая свобода, как в выборе репертуара, так и в нюансах написания аранжировок, — вспоминает Данил. — Я писал так, как чувствовал, как слышал, воплощая это сначала в нотном тексте, а потом оттачивая с оркестром на репетициях. Творчеству необходимо определённое свободное пространство, благоприятная среда. И за эту свободу огромное спасибо Александру Парецкому.
Данил вносит правки в ноты, постоянно совершенствует звучание. Фото: ЮЛИЯ АНДРИЕНКО
Первой такой программой стали «Рок-хиты», потом программа к 8 марта, где уже звучали сольные номера, а позже «Легенды русского рока».
В вечном поиске— Там была замечательная импровизация, вы вдруг на песне «Don't Worry, Be Happy» выступили не только как дирижер, но и как участник оркестра. Вот только не знаю названия инструмента, на котором вы играли, — говорю я.— Да, эту композицию исполнял Александр Парецкий, и там действительно мной была исполнена импровизация — я играл её на инструменте, который называется мелодика. По звуку она немного похожа на аккордеон и на губную гармонику. Считаю, что эта песня допускает подобный элемент шоу. И я, и артисты филармонии в целом, постоянно открыты к любым новшествам, и к любым творческим находкам, лишь бы это обогатило конечный художественный результат.
В войну филармония обрела особое значение для дончан. Фото: архив Данила Милки
Даже уже написанные композиции я постоянно правлю, совершенствую. В наших программах, помимо большого состава симфонического оркестра, можно услышать инструменты эстрадного оркестра: электрогитары, саксофон, ударную установку, синтезатор. Хотел бы отметить тот факт, что сейчас у филармонии появилось много новых зрителей. Некоторые, из которых приходят по несколько раз на одну и ту же программу. Это, безусловно, очень радует.
— Читала, что инструментом дирижера является весь оркестр и важно заставить его звучать. Так ли это? — Спрашиваю я.— Вопрос многоуровневый, дискуссионный — считать ли оркестр инструментом дирижера или нет. Мне кажется, что инструменты дирижёра — это, скорее, его намерения, требования и пожелания. А цель — конечный художественный результат. И в достижении этого главная его задача — вдохновить оркестр, зажечь его своими идеями, своей энергетикой, поспособствовать раскрытию самых лучших музыкальных и общечеловеческих качеств как каждого, отдельно взятого музыканта, так и оркестра в целом. Это своего рода, невидимый глазу «химический процесс», образно выражаясь. Безусловно, несмотря на то, что я сказал выше, технику и технологию, то есть фундаментальные основы профессии дирижёра ещё никто не отменял.
Данил признается, что вполне спокойно воспринимает критику, если это в конечном итоге на пользу конечному результату.
— Мы творческие люди и свобода в музыкальных дискуссиях просто необходима, — говорит он. — Бывает и спорим… С другой стороны, мне не нравится, когда без согласования со мной, музыканты что-то меняют. Стараюсь с этим бороться. Творчество — это всегда диалог, и он должен быть взаимным.
Рок-хиты любимы разными поколениями дончан. Фото: архив Данила МилкиФото: ЮЛИЯ АНДРИЕНКО
Авторская программа Данила Милки ждет дончан в марте— Ваши программы всегда сопровождаются видеорядом, это тоже новое в нашей филармонии, — говорю я.— Идея использовать видеоряд в моих программах была моей, я стараюсь подбирать видео сам, но монтаж, титры и определенные эффекты делает помощник, отвечающий за эту часть работы.
— Потрясла композиция «Сектора газа» «Пора домой» и ее видеоряд — Олимпиада, города России и среди них наш Донецк. Вот этот посыл, что Донецку пора домой в Россию, тронул многих. Зрители поддержали ее фонариками мобильных телефонов, а у меня были мурашки не по коже — по мозгам, — признаюсь я.— Да, аранжировка получилась необычной для этой песни, а видеоряд, мне кажется, расширил и обогатил ее смысл. Часто спрашивают, почему выбрана та или иная рок-композиция. Выбор происходит по трем параметрам: песня должна быть пригодна для аранжировки средствами симфонического оркестра, она должна нравиться публике и, конечно, она должна нравиться мне. Стараюсь, чтобы звучали хиты, которые близки людям разных поколений.
Репетиция Рок-хитов.Фото: ЮЛИЯ АНДРИЕНКО
Конечно, достойных песен много и вместить все отличные рок-композиции в один концерт просто не реально. Потому, когда-нибудь возможно будут Рок-хиты 2 и Легенды русского рока 2.
— Сейчас вы готовите авторскую программу. Расскажите, что ждет зрителей?— В первом отделении я предстану не только как дирижер, но и как композитор. Будет исполнена моя «Пассакалия памяти жертв Донбасса». Это произведение я посвятил всем пострадавшим, погибшим на этой войне, каждому, кого коснулась эта ужасная трагедия. Во втором отделении я предстану как дирижер и аранжировщик, прозвучат произведения, к которым, скажем так, я приложил руку. Это будут мои самые любимые произведения — этакое ассорти из того, что уже слышали дончане и новые композиции из некоторых будущих, ещё не состоявшихся программ.
— Данил, часто меня, как зрителя, раздражает шуршание, разговоры или, хуже того, звонки мобильных во время концерта. И я чувствую всегда стыд перед вами за всех нас, а что чувствуете вы?— Безусловно, важен настрой перед концертом и особенно самые первые мгновения. Здесь имеет значение даже первый твой шаг на сцену. Признаюсь, бывает сложно, особенно, когда идут повторы программ. И, если в рок-хитах шум в зале не так мешает, то, если бы я дирижировал симфонию Бетховена, где первые части довольно серьезны и драматичны, посторонний шум просто уничтожил бы нужную атмосферу. Есть такой особый момент, когда еще не звучит оркестр и когда уже утих зрительный зал. Эти несколько секунд очень важны для настроя оркестра и зрителя. И вдруг у кого-то звучит виброзвонок или какая-то мелодия. Конечно, это огорчает.
— Что бы вы пожелали зрителю?— Хочется, чтобы люди ходили в нашу филармонию и не только на те программы, где в афише обозначены известные имена. Нередко к нам приезжают очень талантливые музыканты и бывает обидно, что публика в силу своего незнания, пропускает такие концерты. Музыка, пожалуй, как никакой другой вид искусства способна очистить наши души, умиротворить или, наоборот, взволновать, вдохновить нас на что-то прекрасное. Не придя на какие-то концерты, можно многое потерять в жизни.
Репетиция Рок-хитов.Фото: ЮЛИЯ АНДРИЕНКО
Мы прощаемся с Данилом, а в ближайший свободный день я прихожу в филармонию за билетиком. Будний день, но к кассе стоит очередь. Пожилая билетер говорит, что помнит времена, когда концерты в филармонии были по выходным, а сейчас постановки ежедневно и всегда — аншлаг. В очереди к кассе много людей, одетых очень просто. Явно живут небогато, но посещение концертов — это свято. Ведь для многих филармония стала чудодейственным рецептом выживания в этой затянувшейся войне, чтобы не потерять себя, остаться человеком.
www.donetsk.kp.ru/daily/2…482/