В Пушкинском музее открылся очередной сезон «Декабрьских вечеров».
Традиция «Декабрьских вечеров» неотменима. И чудо, заложенное в самой их идее, согревает душу не меньше, чем новогодние праздники. На нынешних «Вечерах» предложена интереснейшая тема — «Традиции, диалог, метаморфозы». Их камертоном стала экспозиция, позволившая впервые, пусть и отчасти, материализовать концепцию Андре Мальро. Французский философ и писатель сформулировал её в эссе 1947 года «Воображаемый музей». На выставке в Пушкинском музее представлены 200 экспонатов — картины, скульптуры, маски. Как и в воображаемом музее Мальро, здесь можно проследить удивительные аналогии и пересечения между 200 экспонатами, созданными в разных странах в разные века. Столь же разноплановы разделы выставки — «Многоликая древность», «На пути к модернизму», «От идеального к реальному», «От сакрального к идеальному». Наглядная иллюстрация юнговского коллективного бессознательного в художественном творчестве.
Именно с посещения выставки, кураторами которой стали президент музея Ирина Антонова и профессор Сорбонны Франсуа де Сен-Шерон, начался 1 декабря первый концерт «Декабрьских вечеров». В нём принял участие художественный руководитель фестиваля Юрий Башмет, камерный ансамбль «Солисты Москвы». Музыкант из Китая Бель Шю исполнила произведения своего земляка — композитора Тан Дуна — на национальном 4-струнном щипковом инструменте пипа (琵琶, pípá). Упоминания о нём можно найти в документах, относящихся к III веку. В Японии эта разновидность лютни известна под названием «бива».
Музыкальная составляющая вечера также соответствовала основной идее фестиваля — диалогу эпох и цивилизаций. В одной программе были собраны произведения представителей азиатского авангарда — японца Тору Такэмицу и китайца Тан Дуна, экспрессиониста Рихарда Штрауса (Richard Strauss), британцев Джона Дауленда (John Dowland) и Бенджамина Бриттена (Benjamin Britten). Новый виток популярности произведений для лютни в стиле барокко, написанных Даулендом в XVI веке, случился в прошлом столетии. Проявил к ней интерес и Бриттен, использовавший обработки песен Дауленда в своих произведениях.
Концерт, состоявшийся 5 декабря, — ещё один подарок меломанам. Волшебные скрипки Гидона Кремера и Клары-Джуми Кан, итальянский авангардист Луиджи Ноно (Luigi Nono), новатор музыкального языка Прокофьев, трагический Вайнберг и гениальный полифонист Бах.
Елена Танаковаgallerix.ru