День музыки П.И. Чайковского в Екатеринбурге

Добавлено 14 ноября 2017 Свердловская филармония

Уральская консерватория, Свердловская филармония

6 ноября по всей стране прошли концерты солистов и музыкальных коллективов, посвященные Дню Чайковского. И Свердловская филармония не была тому исключением. На главной филармонической сцене выступили столичные гости: Ксения Дудникова, Елена Гусева и Екатерина Ганелина.

Словно камертон, настраивая всех на вечер вокальных сочинений, зазвучал дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама». Голоса певиц сливались и гармонично дополняли друг друга. Следует сказать, что первые номера концерта проявили не только прекрасное владение техникой, но также актерское обаяние и осмысленную подачу как музыкального, так и литературного текста. В Екатеринбурге уже известна и высоко оценена Ксения Дудникова. Ее роковой образ Кармен надолго запомнился в столице Урала, и на «Золотую маску» Екатеринбургским оперным театром была номинирована именно Ксения.

Как заметила ведущая концерта Ирина Винкевич, солистки Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко представили целую панораму лирических сочинений композитора. Предельный драматизм, свойственный почти всем романсам Чайковского, под силу только эмоционально богатой личности исполнителя. Таковыми, бесспорно, являются обе певицы. Выбор программы заслуживает отдельного внимания. Наряду с популярными сочинениями — «Забыть так скоро», «Примирение», «Ночи безумные» — прозвучали и не очень знакомые, но, тем не менее, весьма эффектные.

После дуэта Ксения Дудникова исполнила малоизвестный романс «Не спрашивай», продемонстрировавший насыщенный голос, который, по мнению критиков и самой певицы, со временем станет контральто. А пока он звучит достаточно звонко и соответствует по наполнению тем меццо-сопрановым партиям, с успехом исполняемые Ксенией в различных оперных театрах мира. Ведущая сообщила залу о последних достижениях певицы — партия Принцессы де Буйон (Ф. Чилеа) в Лондоне и Цюрихе, «Реквием» Верди, «Te Deum» Пендерецкого и др. Сдержанно и вместе с тем проникновенно было спето одно из сочинений на стихи А. К. Толстого «Не верь, мой друг». В нем К. Дудникова тонко и очень интимно передала грани этого запутанного и противоречивого образа, готового потерять свободу ради любви. Хочется отметить богатый тембр певицы, ровное звуковедение и особенно — мягкую подачу. Голос прекрасно наполнял зал и, казалось, что это только часть тех возможностей, которыми обладает исполнительница. В кульминационных местах, звучавших a piena voce, становилось понятно, что Ксения обладает мощной звуковой эмиссией, более подходящей для оперных партий, но умело сдерживаемой в соответствии с камерным жанром.

Первой волны ликования публики удостоилась Елена Гусева, которая почти исповедально растворилась в романсе «Я ли в поле да не травушка была», стилизованном под русскую народную песню. Этот хрестоматийный номер труднее исполнять оттого, что его поют практически все центральные сопрано. И именно это сочинение часто бывает обязательным на международных конкурсах. Кстати, Елена является лауреатом сложнейшего состязания вокалистов — Конкурса имени П. И. Чайковского (2011). Невозможно не согласиться с жюри — Е. Гусева глубоко чувствует русскую музыку. Изящно ею была спета «Колыбельная» (Спи, дитя мое). Как легкий ветерок, с которым в вокальной миниатюре беседует героиня, хрустально звучал голос на три «p», и, будто застывая на последнем «ля-бемоль», развеялся в фортепианном послесловии.

Ярчайшим контрастом предыдущему сочинению прозвучал гимн жизни «День ли царит», им закончилось первое отделение концерта. Карьера Елены Гусевой стремительно развивается, выходя за пределы страны. Недавно исполненная ею партия Полины в прокофьевском «Игроке» на сцене Венской оперы удостоена похвалы известных критиков. Однако, на наш взгляд, в этом концерте Елена показала себя более органично в лирических романсах с утонченной динамической линией, чем в драматических. Думается, что в камерном репертуаре певица может раскрыться так же успешно, как и в опере.

В начале второго отделения мы услышали несколько известных романсов, среди которых «Песня цыганки», харáктерно преподнесенная Ксенией Дудниковой, и юмористическая зарисовка «Кукушка», очень озорно спетая Еленой Гусевой.

Настало время сказать о Екатерине Ганелиной, в прошлом выпускнице нашей десятилетки при Уральской консерватории по классу специального фортепиано заслуженного работника культуры Н. Г. Юфа. По словам музыковедов, она — просто «звездный концертмейстер страны». Екатерина была царицей на сцене и подобно своим ансамблисткам предстала хранительницей магического заклинания, открывающего путь к проникновению в глубины композиторского замысла. Сказать только, что она сливалась с вокалистом и следовала за каждым его слогом — значит умалить ее роль на сцене. Не секрет, что романсы Чайковского — проверка на прочность даже самых опытных музыкантов. Рояль здесь играет роль оркестра: то бурлящего на «ff», то ласкающего на «pp». Екатерине Ганелиной удалось передать все оттенки фортепианной партии удивительно многогранно, точно и рельефно.

Завершился концерт исполнением нескольких дуэтов (op.46), любимых многими почитателями вокального творчества Чайковского. Слушая их, невольно пытаешься найти сходство в звучании с прославленной парой советских певиц Ириной Архиповой и Маквалой Касрашвили, чье исполнение, вне всякого сомнения, является образцовым. Этими сочинениями была не только украшена, но и лаконично дополнена концертная программа. В них все три исполнительницы показали прекрасный уровень ансамблевого звучания, в котором по очереди выходили на первый план то одна, то вторая, то третья участница. Особенно отрадно, что, благодаря трансляции этот концерт увидели и услышали 36 филармонических собраний Свердловской области.

Когда концерт закончился, к сцене со всех концов зала начали стекаться благодарные слушатели с букетами цветов. А между тем народ устремился в вестибюль, чтобы получить автографы и высказать слова восторга. Эпитетов «бесподобно», «прекрасно», «божественно», «превосходно», «незабываемо», «восхитительно» было бесчисленное множество. Гости не могли утаить своей радости — очередная сцена покорена!

Борис Зубков

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. ольга, екатеринбург, 14 ноября 2017:

    Запоминающийся концерт! Отзыв доносит атмосферу этой музыки и того, как восприняли выступление в зале. Спасибо !!

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору