Самарская кирха сердечно приглашает на праздничное мероприятие, посвящённое Дню Реформации, которое состоится 31 октября в 18.00.
В программе — праздничное богослужение в сопровождении трубы и органа.
Вход свободный!
Труба — пастор Рольф Барайс (Руководитель Ассоциацции церковных оркестров Германии, г. Штутгарт)
Орган — Анна Карпова (доцент СГИК, органистка Евангелическо-лютеранской церкви Св. Георга)
Прошло пять столетий с далекого дня, когда Мартин Лютер написал 95 тезисов — «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций», — в которых подверг критике практику отпущения грехов за денежную плату, эксклюзивные права на то римского папы, утвердил Священное Писание как единственный авторитет, запустив тем самым процесс рождения нового направления христианства.
Реформация и ее последствияВзимание платы за отпущение грехов, возможность вызволения грешной души из чистилища, бездумно-фанатичное поклонение святым, иконам, реликвиям — по сути, людям и вещам — таким виделся молодому доктору богословия средневековый институт католической церкви. Почему церковь не должна подчиняться светской власти? Почему она должна быть дорогой? Почему можно купить прощение?
А чем обусловлены эти вопросы и что в итоге? Новое мышление? Да. Новая этика? Безусловно.
Видимо, тогда начала появляться идея свободы совести и ответственности, человек начал мыслиться как индивид, самостоятельный в своих суждениях и поступках, что подготовило почву для идеи прав человека, представлений сначала о духовном, а затем и политическом равенстве.
Священное Писание становится доступным: оно переведено на родной язык и каждый может его читать. Растет грамотность, появляется необходимость в образовании.
Труд начинает мыслиться одним из видов служения Богу, и в трудовой этике легко усматриваются библейские корни. Феодальные экономические отношения сменяются капиталистическими. Развиваются производство и торговля.
В ретроспективе выглядит глобально: протест, высказанный Лютером, не просто создал протестантизм как одно из трех главных направлений христианства, но и повлиял на ход мировой истории.
Протестанты на службе РоссииЧего и кого не было бы в нашей стране, если бы не Реформация? Не было бы «первой русской женщины-дипломата» — под таким именем вошла в историю Д. Х. Ливен, урожденная Доротея фон Бенкендорф, В. И. Даль не собрал бы «Толковый словарь живого великорусского языка», открытие Антарктиды могло произойти позже и представителями другой страны. Ф. Я. Лефорт, М. Б. Барклай-де-Толли, К. Г. Фаберже, В. И. Беринг, П. Б. Струве, А. А. Дельвиг, К. П. Брюллов…
Среди самарских протестантов —
О. К. Кеницер, основатель макаронной фабрики;
Ю. Б. Укке, врач и первый метеоролог губернии;
Л. А. Греве, главный фармацевт врачебного отделения при губернском правлении;
Курлины, известные в городе благотворители: попечители детских приютов, училища для слепых детей, коммерческого училища. Инженер-технолог
П. И. Чекмарев, восстанавливавший промышленность в годы Гражданской войны, его стараниями были открыты обувная фабрика, кожзавод, овчинно-шубное производство, он организовал сушку овощей, производство кальцинированной соды, маслобойню, хлебозавод, восстановил макаронную фабрику и лесопилку.
Представители общины продолжают подвижническую благотворительную деятельность, начатую в XIX веке.