В рамках фестиваля Opera Apriori на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко выдающийся оперный баритон Томас Хэмпсон выступил с камерной программой The American Spirit.
Томас Хэмпсон выступил с камерной программой The American Spirit. Фото: Ира Полярная/ Opera Apriori
В его репертуаре более 80 ролей, а в послужном списке — полсотни наград, в числе которых и шесть номинаций на Grammy. Однако в России с сольными концертами и в оперных спектаклях он никогда не выступал — лишь однажды по приглашению Валерия Гергиева участвовал в концертном исполнении оперы Верди «Симон Бокканегра». Спустя десять лет он приехал в Москву по приглашению Opera Apriori.
Среди публики судачили: надо же — американец, а приехал — не испугался… И спел уникальные произведения.
Центром первой части концерта стала российская премьера монооперы для баритона и оркестра современного американского автора Майкла Доэрти «Письма от Линкольна». Это 25-минутный семичастный вокальный цикл, написанный по заказу малоизвестного Симфонического оркестра города Спокена к 200-летию американского президента в стиле, схожем с «Порги и Бесс» Гершвина. «Письма» речитативны и не требуют от певца кантилены или полного диапазона — изощренных вокальных возможностей, но фирменные исполнительские черты Хэмпсона — музыкальность, артистизм, которому не чуждо чувство юмора, — и удивительный аристократизм превращают этот опус в прелестную, стильную вещицу.
Интригой второй части вечера оказалась попытка Хэмпсона совместить сразу два музыкантских амплуа — певческое и дирижерское. Молодой интересный дирижер Валентин Урюпин уступил ему место за пультом, и певец без всякого серьеза продирижировал тремя танцами из мюзикла Леонарда Бернстайна «Увольнение в город», продемонстрировав, что для него, как многих выдающихся певцов, например, Дитрих Фишер-Дискау, Пласидо Доминго, Томас Квастхофф, Хосе Кура, дирижерство — занятие интересное и перспективное.
Но в завершение концерта баритон все же взял верх над дирижером, хотя было, увы, уж очень заметно, что вокальных сил почти не осталось, и что даже самые выдающиеся голоса время не щадит. Но всю задуманную драматургию вечера Томас Хэмпсон довел до конца: прозвучали три песни Коула Портера, а следом в качестве бонуса знаменитое «Пой, цыган…» из оперетты Кальмана «Графиня Марица», и конечно, на сцене появился моцартовский Дон Жуан со своей знаменитой серенадой и в дуэте с Церлиной (ведущей солисткой Музтеатра им. Станиславского и Немировича-Данченко Натальей Мурадымовой) — это был очень трогательный момент вечера.
Прямая речь
Томас Хэмпсон:
— Я не одержим карьерой. Успех делает тебя зависимым, тебе все время нужно что-то улучшать и доказывать. Меня нельзя просто нанять за деньги и принудить, чтобы я исполнял откровенную дрянь. Я сейчас не пою ничего из того, чего бы сам не хотел, и поэтому чувствую себя просто невероятно. Я концентрируюсь на музыке, на своих персонажах, которые как правило, сталкиваются с противоречиями и противостоянием. Так же, как в жизни бывает…
Источник:
rg.ru