К 80-летию Владислава Успенского
Уходящий 2017 год был юбилейным для одного из самых «петербургских» композиторов — Владислава Александровича Успенского, которому исполнилось бы 80 лет.
Начиная с весны и до конца декабря наш город отмечал юбилей Мастера масштабным музыкально-театральным фестивалем под названием «Путь доброты». Программа охватила практически все разнообразие музыкального наследия композитора — от инструментальных миниатюр до духовной музыки, от эстрадных песен до опер, балетов и мюзиклов.
Настоящий петербургский интеллигент, ученик Бориса Арапова и Дмитрия Шостаковича, Успенский был начисто лишен ложного академизма и эстетского снобизма. В камерно-симфоническую музыку он привносил демократизм, насыщая ее сердечной мелодичностью, а в музыку эстрадную — сложные ритмы и гармонии, добиваясь серьезной экспрессии звучания. Его лирические песни и мелодии к кинофильмам и телефильмам и по сей день пользуются всеобщей любовью (достаточно назвать ставшую «народной» песню «Снега России» из кинофильма «Миссия в Кабуле»).
Горячий прием был оказан музыке Успенского многочисленными почитателями его таланта, которые заполняли филармонические залы, зал Капеллы, Дворик Довлатова, пространства Исаакиевского собора и Спаса на Крови, залы Таврического и Шереметевского дворцов, Дома композиторов и Дома актеров, Театра эстрады, «Мюзик-Холла», выставочного зала «Манеж»…
По окончании юбилейного марафона нам удалось побеседовать с режиссером Ириной Таймановой — профессором Санкт-Петербургской консерватории, заслуженным деятелем искусств России, автором идеи и концепции фестиваля, а также президентом фонда по сохранению и развитию творчества Владислава Успенского.
— Почему фестивалю дано название прямо-таки в евангелическом духе — «Путь доброты»?
— Как-то Сергей Баневич сказал, что доброта — это способ жизни композитора Успенского, что ярко отразилось в его музыке. Успенский умел быть арбитром и миротворцем в очень непростой творческой среде. Он любил своих коллег, ценил их талант. Он помогал молодым дарованиям — таким, как композиторы Леонид Десятников или Сергей Курехин — заявить о себе. Своим ученикам, среди которых Игорь Корнелюк, Евгений Иршаи и Лора Квинт, он помогал органично осуществить себя и в мире академической музыки, и в мире эстрады и кино. Вот почему нам показалось, что «Путь доброты» — это удачное имя для фестиваля.
—Как удалось осуществить столь грандиозный и по форме, и по содержанию замысел…
Начнем с того, что мою идею поддержал наш Комитет по культуре, выделив необходимый грант на проведение фестивальных событий. Я очень благодарна Александру Николаевичу Воронкову, заместителю председателя комитета, за его заинтересованное участие в нашем проекте.
Конечно, я бы не справилась с организацией многочисленных концертов, с постановками спектаклей и театрализованных представлений, если бы не деятельная помощь моих бывших выпускников, ставших друзьями, — режиссеров Анны Дронниковой, Екатерины Ароновой, Элины Амроминой. Активное участие принимали и нынешние студенты кафедры музыкальной режиссуры, среди которых — Ксения Феляуэр, Антон Кузнецов, Лиза Славина… Вместе мы составили настоящую творческую команду, решавшую самые сложные постановочные задачи.
В театральную музыку Успенского оказалось вовлеченным всё пространство Малого зала филармонии имени Глинки — исторический Дом Энгельгардта, который в XIX веке славился своими балами и маскарадами. Уже на парадной лестнице публику встречала изысканная флейтовая пьеса Успенского в исполнении Анны-Марии Лопушанской. Флейту сменяла арфа, для которой, кстати, Успенский никогда не писал, но 15-летняя талантливая ученица школы-десятилетки при консерватории, арфистка Алиса Садикова по собственной инициативе создала «Парафраз о любви» на известные его песенные мелодии.
Погрузившись в атмосферу светского приема, гости оказывались в роскошных интерьерах фойе,. А затем происходила смена эпох, и за лирическим вальсом следовала резко контрастная гротесковая балетная миниатюра «Чичиков» на музыку одной из «Зарисовок к поэме Гоголя «Мертвые души» Успенского (хореограф и исполнитель Евгений Демидов). И начинался костюмированный бал героев из мюзиклов Успенского «Казанова в России», «Элиза», «Шерлок Холмс и Королева Богемии». Этими героями были солисты Мариинского театра, театра «Буфф», студенты консерватории, замечательные молодые коллективы — хоровой под руководством Петра Гайдукова и балетный, созданный Анастасией Яковлевой.
А кульминация этой многофигурной композиции была перенесена на сцену самого Малого зала. Сначала там выступил знаменитый фортепианный дуэт Полины Осетинской и Алексея Гориболя. Они специально приехали из Москвы, чтобы исполнить «Дифирамб любви» Успенскому. А затем Бал продолжил парад театрализованных фрагментов из «лебединой песни» композитора — драматического мюзикла «Анна Каренина». В этом параде в сопровождении оркестра «Таврический» под руководством Михаила Голикова выступали солисты, когда-то участвовавшие в петербургской премьере (Галина Сидоренко, Александр Пахмутов, Сергей Муравьев, Александр Минченко), а также новые яркие певцы, солисты Молодежной академии Мариинского театра Ольга Бобровская, Любовь Райская, Артём Мелихов и другие.
— Известно, что Владислав Александрович очень любил это произведение…
— Да, и поэтому я делаю все, чтобы оно продолжало свою сценическую жизнь, которая триумфально началась в Финляндии в 2000 году. Тогда вся Скандинавия пережила «каренинский бум». Главная тема любви Анны превратилась в мелодию для мобильных телефонов! Но для нас было очень важно поставить этот мюзикл на сцене театра Петербургской консерватории, и это удалось к 300-летию нашего города.
Если финский спектакль был всецело о любви, то на сцене театра консерватории он обрел глубокий психологизм, повествуя о человеческом равнодушии, которое убивает людей. Но с тех пор прошло уже много лет, а спектакль должен жить в атмосфере сегодняшнего дня. Специально к фестивалю я сделала его обновленную редакцию — с использованием видеоинсталляции, световыми эффектами. И мы смогли — буквально с одной сводной репетиции! — поставить новую версию в театре «Мюзик-Холл»: с «хоровым театром» Ольги Спицыной, с шоу-балетом Насти Яковлевой, молодыми солистами. И судя по тому, что овации длились в течение 22 минут, это было ярким завершением фестиваля.
— А что это за новый жанр был заявлен в фестивальной программе — эстрадная опера «Ожидание», фрагменты из которой исполняли Наталья Сорокина и Александр Платонов в Доме актера?
— Когда-то в 1980-е годы Владик написал вокальный цикл на стихи Роберта Рождественского — о любви, о женском одиночестве, о надежде на счастье. Его исполнила актриса Эра Зиганшина. А потом мы решили сделать на этом материале телефильм о вечном ожидании любви с Алисой Фрейндлих в главной роли. Но она в то время была нездорова и предложила нам обратиться к Валечке Толкуновой, которая и исполнила эту драматическую роль, обнаружив серьезное актерское дарование. А потом в Московском театре музыкальной драмы и песни, которым руководила Толкунова, я поставила спектакль о конфликте «прагматиков» и «романтиков», в котором участвовала балетная труппа. И вот теперь мы ставим новую версию этого музыкального спектакля с Натальей Сорокиной, моей любимой певицей и актрисой, которая, как и Инна Бедных, как актрисы Евгения Симонова, Ирина Мирошниченко и многие другие, уже с юности была вовлечена в вокально-песенное творчество Успенского.
— Как вам удалось сложить разнообразную концертную мозаику фестиваля?
—Во многом инициатива шла от исполнителей. Органное творчество Успенского блистательно представила Ирина Розанова, а ее брат, Владимир Розанов, сделал баянную обработку Фантазии для органа. Не могу не сказать о том душевном потрясении, которое испытали слушатели на открытии фестиваля в Доме композиторов, где одухотворенно прозвучал вокальный цикл на стихи Марины Цветаевой и Бориса Пастернака «Два солнца стынут» в исполнении таких мастеров, как Мария Людько и Алан Старовойтов. А аккомпанировала им прекрасная пианистка Татьяна Польская, которая вместе с замечательным концертмейстером Александром Платоновым держала на своих плечах всю подготовку певцов к концертным и театральным событиям фестиваля.
Я счастлива, что в программе принимал участие Концертный хор Санкт-Петербурга под руководством такого мэтра, как Владимир Беглецов, чье исполнение «Всенощного бдения» потрясло слушателей проникновенностью. Духовные произведения Успенского, который родился в семье священника, обладают особой искренностью. Это очень глубоко почувствовал и Пётр Гайдуков, талантливый молодой руководитель Молодежного камерного хора «Signum», который заразил своей увлеченностью коллектив, трепетно исполнивший «Божественную литургию».
Огромную работу на фестивале выполнял народный артист Кабардино-Балкарии дирижер Михаил Голиков, который на протяжении многих лет включает разножанровую музыку Успенского в свои программы. В его стильной интерпретации Государственный симфонический оркестр Ленинградской области исполнил симфонические произведения, киномузыку и романтические песни Успенского, а со своим Международным оркестром «Таврический» он провел «Анну Каренину» в новой версии.
— Какую лепту внесла в этот фестиваль родная для профессора Владислава Успенского консерватория?
— Очень ценную. Помимо выступления консерваторцев в концертах была организована серьезная научная конференция, на которой выступали со своими воспоминаниями друзья и коллеги Успенского с композиторской кафедры. Музыковеды делали очень интересные доклады, анализируя особенности камерных инструментальных сочинений Успенского и интонационный строй его духовной музыки. Прозвучало и яркое сообщение о его мюзиклах. Библиографами была подготовлена красивая и содержательная выставка, а архивисты представили интереснейшие исторические документы, в которых отразились противоречивые оценки композиторского дарования поступающего в аспирантуру Владислава Успенского. Профессор Орест Александрович Евлахов высказывает там мнение, что лучший для этого выпускника выбор — музыковедение, а Дмитрий Дмитриевич Шостакович просит зачислить его к нему в аспирантуру.
Материал подготовила Наталия СЕЛИВЕРСТОВА
Источник:
www.nstar-spb.ru